Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Поставка товаров по государственному контракту: ответственность поставщика

Поставка товаров по государственному контракту: ответственность поставщика

В прошлом номере журнала мы писали о порядке размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд в форме электронного аукциона[1]. Теперь поговорим о других способах размещения заказа, возможной ответственности поставщика, заключившего государственный (муниципальный) контракт (в частности в случае нарушения срока поставки товаров, а также поставки товаров ненадлежащего качества)

29.06.2012
журнал «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии со ст. 10 Закона о госзакупках[2] заказы на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещаются заказчиком (государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными и бюджетными учреждениями):

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Размещение заказа путем проведения конкурса

Если товары, являющиеся объектом госзакупки, целесообразно сравнить не только по цене, но и по другим качественным характеристикам (критериям) (при этом они не входят в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона[3] (далее – Перечень)), заказ может быть размещен в форме конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) на участие в конкурсе (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках). Все требования к товару (качеству, техническим и функциональным характеристикам, их безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара и иным показателям) заказчик устанавливает в конкурсной документации (п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках).

Кстати, заказчик не вправе включать в нее дополнительные требования к производителю товара и к участнику размещения заказа (если только возможность установления таких требований не предусмотрена Законом о госзакупках). В частности, в конкурсной документации не должны содержаться требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы, к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта (п. 2.1 ст. 22 Закона о госзакупках).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках).

Так же как и аукцион, конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик размещает заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Пунктом 3 ст. 20 Закона о госзакупках предусмотрено, что взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (за исключением платы за предоставление конкурсной документации в отдельных, установленных законом случаях) не допускается. В то же время заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Размер такого обеспечения в общем случае не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта, а если участник размещения заказа – субъект малого предпринимательства – 2% начальной (максимальной) цены контракта (размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в конкурсной документации). В случае если торговая организация участвовала в конкурсе, но не стала его победителем, данное обеспечение будет ей возвращено в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Кроме того, в конкурсной документации может быть установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. Размер этого обеспечения не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная цена превышает 50 млн руб., размер обеспечения устанавливается в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), а в случае, если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, – в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса). Особое внимание торговые организации должны обратить на критерии оценки заявок на участие в конкурсе (эти критерии также отражаются в конкурсной документации).

Определение лучших условий исполнения контракта

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет их по цене, а также по иным критериям, указанным в конкурсной документации. Это могут быть (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках):

  1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  2. расходы на эксплуатацию товара;
  3. расходы на техническое обслуживание товара;
  4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Правила оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722[4]. В соответствии с их нормами значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100 (п. 4). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев. Как уже отмечалось выше, один из них – цена контракта (его значимость не может быть менее 35%). Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Для оценки заявки рассчитывается итоговый рейтинг путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость (п. 6, 7, 11 Правил оценки заявок).

Таким образом, конкурсной комиссией на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта (набравшей наибольший итоговый рейтинг), присваивается первый номер (п. 8 ст. 28 Закона о госзакупках). Все участники торгов могут ознакомиться с оценками и сопоставлениями заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в сети Интернет на следующий день после подписания протокола. При этом любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса, а в случае несогласия с объявленными результатами – обжаловать их.

По истечении 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с победителем заключается контракт. В случае если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше определяется таким участником конкурса самостоятельно. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним контракта (ст. 29 Закона о госзакупках).

Размещение заказа без проведения торгов

Запрос котировок

Если цена контракта не превышает 500 000 руб., заказчик может размещать заказ путем запроса котировок цен товаров (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках). При этом он не вправе размещать заказ на поставку товара названным способом, если предметом контракта выступают одноименные товары на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала[5].

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 42 Закона о госзакупках). 

Коротко опишем ход данной процедуры. Не менее чем за 7 рабочих дней (при размещении заказа на поставку товаров на сумму, не превышающую 250 000 руб., – не менее чем за 4 рабочих дня) до дня истечения срока представления котировочных заявок заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса (п. 1 ст. 45 Закона о госзакупках). Одновременно с этим заказчик может направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Если торговая организация претендует на заключение государственного (муниципального) контракта, она должна подать котировочную заявку. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает поданные заявки. Победителем признается участник размещения заказа (при условии, что заявка отвечает всем требованиям), в заявке которого указана наиболее низкая цена товаров. Таким образом, в отличие от аукциона, который проводится путем снижения начальной (максимальной) цены, торговая организация – участник размещения заказа при его размещении путем запроса котировок может предложить свою цену только один раз. При предложении низкой цены товаров несколькими участниками победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (ст. 47 Закона о госзакупках). Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подав-ших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложения о наиболее низкой цене товаров и другие сведения. На основании протокола выявляется победитель запроса котировок. Не ранее чем через 

7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола может быть заключен государственный (муниципальный) контракт.

Размещение заказа у единственного поставщика

Если цена контракта не превышает 100 000 руб. (величины предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке[6]), заказчик вправе вообще не проводить торги и разместить заказ у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках). В пункте 2 названной статьи перечислены и другие случаи, когда заказ может размещаться указанным образом. Например, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов и иных аналогичных фондов (пп. 3 п. 2 ст. 55); если представлена только одна заявка на участие в конкурсе (аукционе); если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), признан участником конкурса (аукциона); если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся (пп. 8 – 11 п. 2 ст. 55).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (п. 1 ст. 55 Закона о госзакупках). 

Для наглядности представим способы размещения заказов и их основные характеристики в таблице.

Способы размещения заказа на поставку товаров для нужд заказчиков:

п/п

Способ

размещения

заказа

Сумма заказа

Примечание

1

Аукцион (закрытый, открытый, в том числе в электронной форме)

Нет ограничений по начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб. Если предметом госзакупки выступают товары, поименованные в Перечне, проводится открытый аукцион в электронной форме

2

Конкурс (закрытый, открытый)

Нет ограничений по начальной цене контракта

Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб.

3

Запрос котировок

Не более 500 000 руб. (п. 2, 3 ст. 42 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках, за исключением случаев, предусмотренных п. 5, 6 ст. 42 и гл. 5 Закона о госзакупках

4

У единственного поставщика

Не более 100 000 руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках)

Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, а также в иных случаях, указанных в п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках

Ответственность поставщика по государственному контракту

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи. В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФк нему применяются правила о договоре поставки, урегулированные § 3 «Поставка товаров» ГК РФ, специальные правила, предусмотренные § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» ГК РФ, а также иными законами. К ним относятся федеральные законы от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее – Закон о государственном материальном резерве).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Законом о госзакупках предусмотрены определенные меры ответственности за нарушение договорных обязательств для обеих сторон сделки. В частности, согласно п. 9 ст. 9 названного закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом (например, обязательства оплатить товар), другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней)[7]. Размер такой неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства). Кстати, заказчик избежит ответственности, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Мы же в данной статье сделаем акцент на поставщике товаров. Какие меры ответственности могут быть применены к нему?

В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, установленного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Как и в предыдущем случае, неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Однако размер такой неустойки устанавливается контрактом. Немаловажное условие: он не может быть менее 1/300 действующей на день ее уплаты ставки рефинансирования (п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках). При этом в целях реализации данных мер ответственности контракт должен содержатьуказание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени) (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19716).

Нарушение срока поставки

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). По факту применения этой нормы, а также п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках сформирована обширная арбитражная практика. Как правило, если доказан факт нарушения продавцом срока поставки товаров, судьи признают правомерным применение штрафных санкций. При этом они нередко снижают сумму неустойки, если считают, что ее размер несоразмерен последствиям нарушения условий контракта[8] (см., например, Постановление ФАС ДВО от 27.02.2012 № Ф03-7188/2011).

Для справки

Пунктом 2 ст. 16 Закона о государственном материальном резерве предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за недопоставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей. За просрочку поставки материальных ценностей с поставщика взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств.

Поставка товаров ненадлежащего качества

Качеству товаров, поставляемых по государственному (муниципальному) контракту, должно уделяться особое внимание. Как уже отмечалось выше, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 – 522 ГК РФ). В свою очередь, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к договору поставки товаров применяются положения, предусмотренные § 1 гл. 30 «Общие положения о купле-продаже» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами того же кодекса о договоре поставки товаров. Статьей 475 ГК РФ установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, кроме того, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Приведем примеры отдельных судебных процессов, в которых у госзаказчиков возникли претензии к качеству поставляемой продукции.

Постановление ФАС ДВО от 18.04.2011 № Ф03-1191/2011. Поставленный товар (смесь сушеных фруктов) при поступлении к месту назначения был подвергнут обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, по результатам которого установлено несоответствие его качества требованиям государственного контракта. На этом основании суд пришел к выводу, что госзаказчик вправе отказаться от поставленного ему товара и у него отсутствует обязательство по его оплате (сработало правило, в соответствии с которым покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (абз. 2 п. 2 ст. 475 ГК РФ)).

Таким образом, поставка некачественного товара может быть расценена госзаказчиком как неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. При таком положении дел заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон или в судебном порядке и потребовать от поставщика возмещения убытков, а также привлечь его к ответственности в соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках (такие пояснения были даны в Письме Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 № Д22-588). В то же время госзаказчик вправе расценить действия поставщика, поставившего некачественный товар, как ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. В этом случае заказчик может принять такой товар и потребовать от поставщика возмещения причиненных ему убытков, и также привлечь его к ответственности.

Еще один пример – Постановление ФАС УО от 05.03.2012 № Ф09-542/12. В соответствии с условиями государственного контракта при несоответствии качества поставляемой продукции (мазута) его требованиям поставщик обязан за свой счет в месячный срок заменить бракованный товар на доброкачественный (напомним, что в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 475 ГК РФ покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору). При этом поставка некачественного товара не засчитывается в выполнение обязательств по контракту. Условием контракта предусмотрена ответственность поставщика в случае поставки продукции не соответствующей по своему качеству, ассортименту условиям, указанным в контракте, в виде уплаты государственному заказчику неустойки в размере 5% стоимости бракованной продукции. При этом уплата неустойки (штрафа) не освобождает поставщика от выполнения принятых обязательств по поставке товара.

Другой пример. Продавец с нарушением установленного срока произвел в рамках госконтракта поставку реанимобилей (современных автомобилей скорой медицинской помощи), которые не соответствуют условиям контракта и требованиями ГОСТов (Постановление ФАС СЗО от 25.07.2011 № А56-32612/2010). В соответствии с условиями контракта просрочка поставки товара влечет за собой выплату пеней в размере 0,5% за каждый день просрочки от стоимости недопоставленного товара, ненадлежащее исполнение обязательств наказывается штрафом в размере 0,5% от суммы контракта. Кроме того, предусмотрены дополнительные санкции за поставку товаров без документов, подтверждающих качество товаров, – в виде пени в размере 0,5% от стоимости такого товара. В итоге размер неустойки по данному контракту составил 3,5 млн руб. Такой большой размер штрафных санкций суд посчитал обоснованным, так как предполагаемый к поставке товар является социально значимым.

Для справки

Пунктами 5 – 7 ст. 16 Закона о государственном материальном резерве предусмотрена специальная имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва. В частности, за поставку непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта товаров поставщик уплачивает штраф в размере 20% их стоимости. За поставку в государственный резерв немаркированных (ненадлежаще маркированных) материальных ценностей либо поставленных в ненадлежащей таре поставщик уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей. Кроме того, поставщик обязан в течение месяца заменить забракованные товары, тару, восстановить (исправить) маркировку. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, заложенных в государственный резерв, поставщик несет имущественную ответственность независимо от времени поставки материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов (при условии соблюдения установленных режимов хранения этих материальных ценностей).

Еще один интересный, на наш взгляд, процесс слушался в уральском округе (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2010 № А60-12036/2010-С2, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по тому же делу, ФАС УО от 21.12.2010 № Ф09-9903/10-С3, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.01.2011 № А60-12036/2010-СР). По результатам аукциона между заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен госконтракт на поставку мясных консервов в количестве 300 000 кг, по цене 98,19 руб. за кг на сумму 29 457 000 руб. По результатам проверки образцов консервов первая поставленная партия товара была полностью забракована в связи с ее несоответствием требованиям качества. ИП отказался от замены товара и предложил расторгнуть договор. По соглашению сторон контракт был расторгнут. Позднее государственный заказчик заключил контракт на поставку того же количества консервов с поставщиком, участвовавшим в аукционе и предложившим предпоследнюю цену. Контракт заключен по цене 99,09 руб. за кг на сумму 29 727 000 руб. В связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем обязательств по контракту госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании с предпринимателя штрафной неустойки за неисполнение обязательств по поставке товара (в соответствии с условием договора – 20% от непоставленной продукции или 5 891 400 руб.) и убытков в виде разницы в цене, которую пришлось после расторжения первоначального контракта заплатить другому поставщику (270 000 руб.). Судом признано обоснованным взыскание с ответчика убытков в указанной сумме. Что касается правомерности взимания неустойки, мнение суда менялось. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что, поскольку неустойка представляет собой один из способов обеспечения обязательства и вид гражданско-правовой ответственности за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение (ст. 330 ГК РФ), при прекращении самого обязательства договорная не-устойка взысканию не подлежит, и освободили тем самым предпринимателя от уплаты огромной суммы. Суд кассационной инстанции с таким видением ситуации не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Вывод арбитров Свердловской области после нового рассмотрения был прямо противоположный: расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавши-еся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Таким образом судьи признали взыскание неустойки правомерным.

Ключевой момент

Расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Справедливости ради отметим, что заявленный истцом размер неустойки за непоставленную продукцию судом был признан несоразмерным, в связи с этим он усмотрел возможность ее уменьшения до 589 140 руб.

* * *

Заключение государственного (муниципального) контракта – заманчивая перспектива для многих производителей и торговых организаций, которая может решить проблему сбыта продукции. Однако поставка товаров для государственных нужд налагает на продавцов большую ответственность: государственный (муниципальный) контракт в обязательном порядке содержит условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательства. Как правило, это не одно, а целый ряд указаний на основания применения ответственности. Таким образом, перед тем как принять решение об участии в аукционе, конкурсе, проведении запроса котировок, организация должна трезво оценить свои силы и возможности, внимательно изучить конкурсную документацию о требованиях, предъявляемых к товарам. Ну а если в силу различных причин организация торговли, заключившая госконтракт, стоит перед фактом необходимости уплаты договорной неустойки, она может попытаться снизить ее размер в суде.

Внимание: заявление ответчика (торговой организации) о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81). Если организация при рассмотрении дела судом первой инстанции заявила о явной несоразмерности не-устойки последствиям нарушения обязательства и представила соответствующие доказательства, однако суд первой инстанции ее размер не снизил либо снизил, но стороны не согласны с этой суммой неустойки, суд апелляционной инстанции по жалобе соответствующей стороны решает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения. Что касается суда кассационной инстанции, он не вправе снизить (увеличить) размер взысканной (сниженной судом) неустойки, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение. Однако суд кассационной инстанции по жалобе кредитора может довзыскать неустойку, если она была снижена судом по собственной инициативе в отсутствие соответствующего заявления ответчика.

[1] См. статью «Поставка товаров по государственному контракту: организационные моменты».

[2] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[3] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р.

[4] Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

[5] Для определения одноименности товаров Минэкономразвития был издан Приказ от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2011 № Д28-659).

[6] Установлена Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

[7] О правовой стороне неустойки см. статью М. О. Денисовой «Условия договора не соблюдены: применение обеспечительных мер», № 2, 2012.

[8] Правила ст. 333 ГК РФ предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Торговля