Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Возврат качественного товара в рознице

Возврат качественного товара в рознице

20.03.2012
Российский налоговый портал
Автор: Фомичева Людмила

Чем руководствоваться

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон № 2300-1).

3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 <Правила продажи отдельных видов товаров,…перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар > (Правила продажи)

4. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 № 104 (Правила эксплуатации ККМ)

5. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

6. Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. банком России от 12.10.2011 № 373-П

7. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».

Отношения сторон по договору розничной купли-продажи регулируются ГК РФ (§ 2 гл. 30) и Законом № 2300-1. Эти документы предусматривают такие случаи возврата товаров:

1. Покупателю не представлена информация о товаре (ст. 495 ГК РФ, ст. 12 Закона № 2300-1). В этом случае покупатель имеет право в разумный срок расторгнуть договор и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар и возмещения других убытков. При расторжении договора покупатель обязан возвратить товар продавцу.

2. Приобретены товары ненадлежащего качества или некомплектные (ст. 475, 503, 519 ГК РФ, ст. 18 Закона № 2300-1);

3. Приобретены товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ, ст. 25 Закона № 2300-1).

Рассмотрим последний случай подробнее. Итак, покупатель вправе обменять приобретенный им качественный непродовольственный товар на аналогичный, если купленный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На это отводится 14 дней, не считая дня покупки товара. При разнице в цене производится перерасчет с продавцом.

Чтобы обмен состоялся, должны выполняться такие условия:

  • товар не был в употреблении;
  • охранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
  • сохранены товарный и кассовый чеки, выданные покупателю вместе с товаром.

При этом отсутствие у покупателя чеков (либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара), не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Подтвердить факт покупки может и свидетель (ст. 493 ГК РФ, п. 28 Правил продажи).

Если на день обращения покупателя в магазин аналогичный товар отсутствует в продаже, покупатель вправе по своему выбору:

1. Расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

2. Обменять товар на аналогичный при первом его поступлении в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена, о поступлении аналогов товара в продажу.

В случае обмена (2) продавец фактически осуществляет две операции: прием «старого» товара от покупателя и реализацию ему нового. Если цена возвращаемого товара меньше, покупатель доплачивает необходимую сумму, в обратной ситуации ему возвращается часть уплаченных денег.

Следует помнить, что существует перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену (он утвержден постановлением № 55). Так, нельзя вернуть продавцу предметы гигиены, косметику, лекарства, отпускаемые на метраж отделочные материалы, белье, автомобили, оружие, книги и другие товары.

Документальное оформление

Оформление операции зависит от того, возвращен ли товар в день покупки или позднее, точнее, после закрытия смены и снятия с контрольно-кассовой машины Z-отчета. Различия связаны с тем, что в первом случае деньги покупателя выдаются из операционной кассы, а во втором - из основной кассы компании-продавца.

Товар возвращается в день покупки

При возврате товара в день покупки применяется порядок оформления, утвержденный правилами эксплуатации ККМ. Но при этом используются унифицированные формы документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.

Приемка товара оформляется накладной в 2-х экземплярах. На них должен расписаться и покупатель. Один экземпляр накладной прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю. Он является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. Форма накладной на возврат товара не утверждена, поэтому продавец может разработать ее самостоятельно.

Образец

Возврат денежной суммы производится из операционной кассы магазина по чеку, выданному в данной кассе. На чеке должна быть подпись руководителя организации (или его заместителя). Кассир-операционист, получив чек, возвращает деньги покупателю, а на чеке ставит штамп «Погашено». Если позволяет ККТ, пробивается возвратный чек.

На сумму возврата денежных средств оформляется акт по форме КМ-3 (утв. постановлением № 132). Он составляется комиссией в одном экземпляре. Принятые от покупателя и погашенные кассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе с актом сдают в бухгалтерию.

Денежные суммы, выплаченные по возвращенным покупателем кассовым чекам, отражаются в Книге кассира-операциониста в графе «возвращено денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам». На суммы по этой графе уменьшается выручка, полученная торговой компанией за данный день.

ПОНЯТНО,ЧТО…

… если покупатель предъявляет кассовый чек, содержащий несколько наименований товара, продавец может выдать ему взамен копию чека, заверенную администрацией фирмы.

Товар возвращается не в день покупки

Если товар возвращается покупателем позже дня покупки, операция оформляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, а также методическими рекомендациями Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5 (письмо УФНС по Москве от 02.11.2005 № 22-12/80195).

Деньги за товар возвращаются из главной кассы компании-продавца на основании письменного заявления покупателя (то же касается случая, когда утерян кассовый чек).

Заявление на возврат денег покупатель пишет в произвольной форме. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность. При подаче заявления предъявляется паспорт (или документ, его заменяющий).

При возврате денег из главной кассы составляется расходно-кассовый ордер по форме КО-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88). В нем обязательно указываются фамилия, имя, отчество покупателя и его паспортные данные (письмо УФНС по Москве от 26.12.2006 № 22-12/115771).

Бухгалтерский учет

Возврат товара покупателем означает, что ранее произведенная передача ему товаров не может быть признана продажей, а полученные от покупателя деньги не являются выручкой торговой компании (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

При возврате товара в день продажи никаких проводок, отражающих возврат, компания в бухгалтерском учете не делает. Но если при продаже товар сканировали, то возврат товара придется оформлять, то есть сторнировать реализацию - в том отчетном периоде, когда осуществлен возврат. О сторнировочных операциях бухгалтер должен составить справку.

Отражение на счетах бухгалтерского учета зависит от того, производится ли возврат товара в одном году с продажами и от метода учета товара организацией – по покупным или по продажным ценам.

Если товар принят от покупателя в том же отчетном периоде (году), в котором он продан, то корректировочные записи составляются в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Если возвращаемый покупателем товар принимается в следующем за годом его продажи отчетном периоде, корректировка должна проводиться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

ПРИМЕР

В ноябре магазин ООО «Кухни» продал кухонную плиту по цене 11 800 руб. в том числе НДС – 1 800 руб. Покупная стоимость данного товара составила 8000 руб. (без НДС). В декабре товар был возвращен покупателем, который потребовал вернуть деньги. Учет товаров ведется по покупным ценам.

В бухгалтерском учете магазина в день реализации товара делаются следующие записи:

Дт 50 Кт 90 субсчет «Выручка» 11 800 руб.- получена выручка от покупателей;

Дт 90, субсчет «НДС» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» 1 800 руб.- начислен НДС с реализованного товара;

Дт 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кт 41 8 000 руб.- списан товар по покупным ценам;

Учет расчетов по возвращенному товару в розничной торговле удобно вести с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Компания в учете сделает следующие записи:

Дт 76 Кт 90 субсчет «Выручка» Сторно 11 800 руб.- сумма продажной стоимости возвращенного товара;

Дт 90 субсчет «НДС» Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» Сторно 1 800 руб.- сумма НДС, относящаяся к возвращенному товару;

Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 41 Сторно 8 000 руб.- сумма покупной стоимости возвращенного товара;

Дт 90, субсчет «Прибыль / убыток от продаж» Кт 99 Сторно 2 000 руб. (11 800 - 1800 - 8000) – на основании бухгалтерской справки скорректирован финансовый результат ноября по возвращенному товару;

Дт 76 Кт 50 11 800 руб. - возвращены деньги покупателю.

Налог на добавленную стоимость

При возврате товара исправлять книгу продаж и подавать уточненную декларацию не нужно. Поскольку суммы НДС, предъявленные покупателю и уплаченные продавцом в бюджет, принимаются к вычету в случае возврата товаров продавцу или отказа от них (п. 5 ст. 171 НК РФ). Сумма налога по возвращенному товару отражается в книге покупок на дату оформления возврата товара. В ней рекомендуется зарегистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю (п. 3 письмо Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/29).

СЛОВО ПРАКТИКУ

ТОВАР ВОЗВРАЩАЕТ ПОДОТЧЕТНИК

Галина Жаббарова,

начальник отдела по кадрам и оргработе Государственной инспекции труда, г. Москва

Возврат качественного товара, приобретенного подотчетным лицом, продавцу - розничному магазину на практике встречается довольно часто. Так как товар приобретается для нужд организации, работнику выдаются деньги под отчет. Выдача наличных из кассы предприятия оформляется по расходному кассовому ордеру по форме № КО-2.

После покупки товара работник организации составляет авансовый отчет по форме № АО-1 об израсходованных суммах и прилагает комплект документов, полученных от продавца - товарный чек, чек ККТ. Все сдается в бухгалтерию.

В п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя» есть норма, по которой покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежной суммы, уплаченной за товар. После получения денег подотчетное лицо вносит их в кассу организации по приходному кассовому ордеру по форме № КО-1.

Я считаю, что при возврате товара товарный и кассовый чеки нужно оставить в организации, так как эти документы служат подтверждением израсходованных сумм. А продавцу достаточно отдать копии этих документов, заверенные организацией.

Также желательно подготовить приказ о том, что организация возлагает на подотчетное лицо полномочия по возврату товара и денег, полученных за возврат, в кассу предприятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Торговля