
Аналитика / Налогообложение / Минфин о взаимозависимости и контролируемых суммах
Минфин о взаимозависимости и контролируемых суммах
Два месяца прошло с того момента, как вступил в силу новый раздел НК РФ, посвященный трансфертному ценообразованию и контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами. Но как применять эти правила, не совсем понятно. Даже финансовое ведомство сомневается в трактовке отдельных положений нового раздела
20.03.2012журнал «Экономика и жизнь»Основания для признания лиц взаимозависимыми установлены в ст. 105.1 НК РФ. Один из критериев взаимозависимости — прямое или косвенное участие одной организации в другой с долей, превышающей 25%. Согласитесь, что под этот критерий подпадает огромное количество компаний. Причем для проведения такого контроля у налоговых органов просто не хватит ресурсов.
В Налоговом кодексе предусмотрено, что проверять уровень цен в соглашениях между взаимозависимыми лицами налоговики вправе, только если сделки подпадают под определение контролируемых. Данное понятие приведено в ст. 105.14 НК РФ.
При отсутствии признаков, установленных названной нормой, взаимозависимость не является основанием для контроля за сделками. Такой вывод следует не только из взаимосвязи норм Налогового кодекса, но и из письма Минфина России от 24.02. 2012 № 03-01-18/1-17.
Согласно указанной норме под контролируемые, в частности, подпадают сделки между взаимозависимыми лицами, в которых превышены определенные суммовые критерии. А именно: сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между названными лицами за 2012 г. для признания их контролируемыми должна превысить 3 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Далеко не все компании работают с такими суммами.
Интересно, что в ст. 105.15 НК РФ для налогоплательщиков установлена обязанность уведомлять налоговый орган обо всех совершенных за год контролируемых сделках. При этом согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ положения ст. 105.15—105.17 НК РФ до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда «сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 г. 100 млн руб., в 2013 г. — 80 млн руб.».
Как видим, суммовой критерий, применяемый для целей уведомления налоговиков о контролируемых сделках, в разы ниже, чем в определении таких сделок, приведенном в ст. 105.14 НК РФ. Соответственно количество организаций, подпадающих под контроль, значительно больше.
Получается, что контролируемая сделка признается таковой при одних суммовых критериях, а контролировать полноту уплаты налогов чиновники имеют право при других — гораздо меньших суммах по сделкам между взаимозависимыми лицами.
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии