Аналитика / Налогообложение / Налог на роскошь – политический сигнал В.Путина обществу
Налог на роскошь – политический сигнал В.Путина обществу
Налог на роскошь, введение которого стало одной из самых качественных идей президентской программы Владимира Путина, имеет ценность в первую очередь символическую. Об этом сегодня в "Независимой газете" пишет директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Лозунг этот появился еще в XIX веке и для правящих классов того времени стал признаком того, что общественное чувство справедливости требует удовлетворения
21.02.2012РБКСегодня в условиях экономического кризиса на Западе тема налога на роскошь вновь обрела актуальность, поскольку, соглашаясь на его введение, представители элиты демонстрируют стремление к взаимопониманию с общественными низами. Возникает дискуссия, в которой одни доказывают, что много денег этим способом государство все равно не заработает, а другие объясняют, что дело не в доходах правительства, а в том, как распределяются и тратятся доходы населения. Выводом, который каждый раз рано или поздно с неизбежностью следовал из подобных дискуссий, было введение прогрессивного подоходного налога, превращающегося из фискального инструмента правительства в инструмент социальной политики.
Итак, чем же руководствовался Владимир Путин, когда отважился предложить введение налога на роскошь, задается вопросом Б.Кагарлицкий. "Популизмом этот шаг, пожалуй, не назовешь – скорее стоит констатировать, что для премьер-министра более важным оказалось мнение большинства населения, чем мнение разного рода элит. Ведь очевидно, что никакому обеспеченному человеку априори не может понравиться предложение платить больше. Даже если он и сознает социальную справедливость этого, даже если и чистосердечно разделяет взгляды кандидата в президенты. Это элементарный инстинкт", - говорит политолог.
В этой ситуации изрядную адекватность проявил, кстати, РСПП, инициировавший широкомасштабное общественное обсуждение проекта. Начавшаяся дискуссия обнажает куда более общий, а заодно и более острый вопрос – о социальной природе всей существующей налоговой системы. Налог на роскошь, по существу, не более чем очень осторожная попытка скорректировать существующие в ней диспропорции, но нежелание привилегированных слоев идти даже на такие минимальные уступки дает все основания подозревать, что в конечном счете вопрос будет поставлен куда более остро.
В российских условиях существует и дополнительный аргумент, состоящий в том, что значительная часть доходов все равно остается в тени, а потому государство до них в любом случае не дотянется, только заставит еще большую часть доходов уйти в тень. Но тут все зависит от ставки налога: если она не будет чрезмерной, то усложнять себе жизнь созданием новых теневых схем будет просто себе дороже. А теневые доходы все равно у нас никуда не исчезали: с них ни по прогрессивной шкале, ни по нынешней плоской ничего получить не удается. Это уже иная тема, но не исключено, что у Путина очередь дойдет и до нее.
Налог на роскошь, если, конечно, он будет введен грамотно, предполагает попытку добраться до сверхдоходов элиты с другого конца – со стороны потребления. Надо сразу сказать, что финансовые результаты этой попытки будут достаточно скромными, но политические и психологические могут оказаться весьма значительными. Подобная мера имеет смысл именно и только как переходная, когда государство прямо и открыто признает, что налоговая система является не только механизмом, обеспечивающим пополнение бюджета, но и важнейшим инструментом социальной политики, с помощью которого правительство стремится ограничивать в обществе рост неравенства, перераспределять доходы и стимулировать одни виды деятельности, сдерживая развитие других.
Критики нового налога сразу заговорили о том, что он может быть направлен против среднего класса, что им будут обложены квартиры небогатых людей, которые в итоге потеряют жилье. Но международная практика показывает, что, как правило, речь идет о косвенном налоге, который выплачивается при покупке определенного типа товаров, как, например, акцизы при покупке алкоголя. Разница лишь в том, что попытка уйти от акцизов сопровождается появлением на рынке паленой водки, а вот появления в автосалонах фальшивых "Майбахов" ожидать вряд ли приходится.
В итоге сегодня, занимая позицию за или против нового налога, мы с довольно неожиданной подачи Путина, который, по всей видимости, уверен в необходимости изменений, определяемся скорее с вопросом о том, хотим ли мы изменить нынешнее положение дел или нас полностью устраивает тот разрыв между богатыми и бедными, те социальные диспропорции, которые у нас существуют. Речь по большому счету идет не только о налогах. Принципиальный вопрос состоит в том, кто должен оплачивать выход из экономического кризиса. Налог на роскошь оказывается своего рода политическим сигналом для общества: социальная политика будет меняться, заключает Б.Кагарлицкий.
Темы: Налоговое право  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
Комментарии
Идея бредовая на самом деле . Потому что посыл обществу был бы правильным в виде "Отмены налога на бедность (на доходы ниже прожиточного минимума", а не введение налога на роскошь. Нов этом случае чиновникам пришлось бы потуже затянуть собственные пояса из-за выпадающих доходов. С другой стороны почему бы и нет? Это гораздо более справедливо по отношению к обществу, чем сотня случаев выявления предметов роскоши (львиная доля которой находится не в России).
Во-первых перед выборами,поэтому не верю,во-вторых вы вернете нам вашидолги украденные государством в 90-годы?
Уточняю,потому что государство регулярно обворовывало своих граждан,а займы который были украдены у наших родителей? Так и не вернули.
А ведь мой отец-был тогда военным и их подписывали на 2,5 оклада в год. так вот кто сейчас сможет 2,5 месяца работать бесплатно,имея 4 иждевенцев3 -детей и неработающая жена),а также не имея своей квартиры,и проработав всю блокаду в Ленинграде?
Он умер в 1977 году,так и не пожив в отдельной квартире,и не став инвалидом-ветераном,никаких льгот,ничем не пользовалсы,а займы тю-тю.
В 90 обобрали нас и наших детей в сбербанке,затем в рао еэс
чубайс сделал деноминацию акций,ни разу не индексируя их
номинал.
У меня такое впечатление,что наши политики не учились в школе,либо одни двоечники. Все делают через 6 букву алфавита.
Весь этот налог на роскошь, очень напоминает анекдот про Революцию. В котором смысл таков. До 1917 года, революции проходили под лозунгом "Не будет бедных в стране", а начиная с революции 1917 года, лозунг стал: "Не будет богатых в стране". Странно, что мы хотим развиваться, и при этом уровнять Бизнесменов и Полотеров на один уровень. Одни пашут, поднимают экономику, внедряют новые технологии и т.д. А вторые сидят и ждут, когда же Государство, отберет у бизнеса кусок и раздаст им. Потребительское отношение к жизни и Государству не к чему хорошему не приведет. Ведь сейчас в стране созданы все условия для развития бизнеса, встань, иди, заработай, и так же станешь обеспеченным человеком. А отобрать у одних заработанное, и отдать дармоедам, это - не правильно! Очень часто встречаются лозунги, за равноправие, но как можно проводить равенство между человеком, поднявшим какое либо производство, предоставившим рабочие места, и прочее, и человеком, просто выполняющим ту или иную функцию. Судя по лозунгам это-люди работающие на бизнесмена, должны жить в равных условиях с бизнесменом. Глупость полнейшая! Которая попахивает социализмом. Многие возможно посчитают, что это мнение человека живущего в роскоши. Но нет, я живу в съемной квартире, и езжу на б/у иномарке, но при этом стремлюсь к большему. Поэтому для меня эта тема не безразлична т.к. заработав свой, капитал мне придется часть его отдавать не понятно куда, кому, и на какие нужды.