Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Отмена льгот упростит налоговое администрирование

Отмена льгот упростит налоговое администрирование

Все-таки Гегель, а за ним Маркс были правы: диалектика - это сила. Опираясь на её принципы, можно объяснить любой феномен. Ну, хорошо, не всё, но почти всё. Во всяком случае, если это касается государственного управления. Взять, например, налоговые льготы. Минфин недавно заявил, что с 2012 года он наконец-то возьмет и отменит очень многие налоговые льготы

21.12.2011
«Российская Газета»
Автор: Дмитрий Адамидов, аналитик

Под "угрозой" на этот раз оказалось порядка 430 миллиардов рублей, из которых:

- более 100 миллиардов рублей - по налогу на имущество для естественных монополий;

- 100 миллиардов рублей - амортизационная премия;

- 170 миллиардов рублей - налоговые каникулы по НДПИ;

- 50 миллиардов рублей - применение пониженной ставки по налогу на прибыль.

Тут, конечно, надо отметить, что такие заявления из уст Минфина звучат все последние годы с периодичностью примерно раз в квартал. К слову сказать, еще при Кудрине в марте этого года министерство провело мониторинг налоговых льгот и составило документ, из которого следует, что можно вполне взять и отменить налоговых льгот аж на 2 триллиона рублей. Правда не сразу, а в течении 2-3 лет. Иными словами, Минфин ничего принципиально нового не предлагает.

Но особенность текущего момента в том, что кардинально меняется ситуация. Во-первых, бюджет уже не тот. Если 2011 год мы благодаря затянувшейся войне в Ливии и, как следствие, высоким ценам на нефть наверняка сведем с профицитом, то 2012 и последующие годы даже теоретически такой возможности нам не оставляют.

Согласно "Основным направлениям бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", у нас в 2012 году будет дефицит в 1,8 триллиона рублей, и это еще при условии среднегодовой цены на нефть URALS на уровне 93 доллара за баррель. Что с позиций сегодняшнего дня пока выглядит вполне реалистично, но мало ли какие могут быть сюрпризы.

Одним словом, надо затягивать пояса, но делать этого до президентских выборов никто не будет.  Даже тарифы естественных монополий индексировать будут в 2012 году не с 1 января, а с 1 июля. Поэтому вопрос  о льготах переходит в сугубо практическую плоскость. Не случайно в июле этого года о льготах вспомнил Дмитрий Медведев, и не просто вспомнил, а дал соответствующие поручения всем ведомствам. Так что тут уж, как говорится, не до шуток. Льготы будут отменять.

Но проблема состоит  в том, что как раз отмена льгот ничего бюджету и не даст. По крайней мере, в долгосрочном плане. Для того, чтобы понять, почему так происходит, обратимся к феномену налогово-бюджетной диалектики.

Вариант первый. Вы крупный льготник, например, естественная монополия, и вам таки взяли и отменили льготы. Допустим, по тому же налогу на имущество.

Каковы ваши действия? Правильно, вы пойдете просить денег, но уже не в виде налоговых льгот, а по какому-нибудь другому поводу. Иногда это происходит от чрезмерного лукавства монополий, но бывает и так, что бюджет естественных монополистов на самом деле напоминает "тришкин кафтан". Отними ту или иную льготу - это через год обернется недофинансированием инфраструктуры (потому что на себе любимом менеджмент ни одной монополии всерьез экономить не будет - не было такого прецедента в новейшей российской истории) и, как следствие, новой аварией хоть на газопроводе, хоть на магистральной сети, хоть на железной дороге. Кроме того, практически любой естественный монополист имеет колоссальные лоббистские ресурсы и своё так или иначе возьмет - ну отменили одну льготу, через полгода-год получит другую. Себе на радость, а Минфину назло.

Что касается льготников помельче, то у них и методы другие. Основной из которых: еще глубже "зарыться в черный нал". Ну, по возможности, конечно. Что, в общем, с успехом и происходит в последние годы. Много раз можно было наблюдать, когда ставки налогов меняются, а поступления в бюджет как были, так и остались. Как говорится, в одном месте убыло, в другом прибыло. Диалектика. Или закон сохранения энергии. Кому как больше нравится.

Всё сказанное, конечно же, не значит, что борьба Минфина со льготниками бессмысленна и не стоит совершенствовать нашу налоговую систему. Конечно же, нет. Но важно понять, что нам давно уже нужна не борьба со льготами как таковая, а полноценная налоговая реформа. Но дело даже не в идеях или налоговых режимах, а в базовом принципе организации управления.

Несмотря на все трудности текущего момента и необходимость найти 1,8 триллиона рублей для покрытия дефицита, налоговую систему надо менять. Не ужесточать или смягчать, а именно менять.

С моей точки зрения, было бы логичным льготы по налогам вообще не предоставлять. Ну, нет такой возможности и всё. Не обсуждается даже. Если субъектам федерации, монополиям, или не монополиям (тем же инвалидам, например, или общественным организациям) нужны деньги, они идут их просить у Минфина, правительства, да у кого угодно. Но не в форме льгот, а в виде инвестиций, займов, грантов - на понятные цели и по понятным, прозрачным критериям. Это бы существенно упростило налоговое администрирование, локализовало бы лоббизм в каком-то одном русле, да и вдобавок "открыло глаза" правительству на многие вещи: чьи беды действительные, а чьи - мнимые. Может быть не сразу, но со временем так точно.

Разместить:
ПлАчу налоги
20 декабря 2011 г. в 20:56

идиоты! хотите денег в бюджет ? дайте работать спокойно! уберите эти тупые декларации и справки числом в несколько десятков. сделайте одно окно, один налог и увеличится обороты.

Обыватель
22 декабря 2011 г. в 7:08

О том , что нужно упростить администрирование налогообложения писали уже все, но все по прежнему. Все только усложняется.

Вот пример: платежи ежемесячные (отчетность-составление-сдача) в пенсион, в ФСС, и мед страх. Ежемесячно десяток платежек по банку. Это значит все работают на бумагомарание. Куча чиновников которые все эти бумажки перелистывают. Чего проще- положено с зарплаты 34 процента , так одной платежкой в закрома родины отдал и делите как хотите(как положено?).Ан нет. Порой стоимость платежки (её составление-обработка) превышает суммы указанной в ней.!

А транспортый налог? Включи его в стоимость бензина и все!

так ведь нет. МИЛЛИОНЫ (Десятки миллионов ) людей задействованы. Рассчет-печатание-оплат-загрузка банков, куча мытарей-"в поте лица" трудятся. И все при деле. А результат! Если учесть затраты на администрирование этого налога то что -нибуть остается ? Маловероятно...

Таких примеров масса. Создается впечатление что у каждого гос. ведомства стоит своя задача , не связанная с ПОЛЗОЙ ДЛЯ РОССИИ.

"Дали в руки автомат и крутись как знаешь"

Андрей
20 января 2012 г. в 14:18

Предыдущие 2 комментария - не по теме. Суть статьи - уход от предоставления налоговых льгот, т.е. от нефискальной функции налогов путем стимулирования и дестимулирования (поощрения) хозяйствующих субъектов, и переход к финансовой поддержке через бюджетное законодательство - субсидии, кредиты, дотации, субвенции и т.д.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться