Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Правила трансфертного ценообразования во всем мире быстро меняются; государственные органы уделяют им повышенное внимание

Правила трансфертного ценообразования во всем мире быстро меняются; государственные органы уделяют им повышенное внимание

Многолетний рост международной торговли наряду со сложными мировыми экономическими условиями и растущими дефицитами бюджетов заставляет правительства многих стран задуматься о сохранении объемов налоговых поступлений

06.06.2011
КПМГ

КПМГ, международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, опубликовала результаты «Международного исследования трансфертного ценообразования», согласно которому внимание государственных органов к трансфертному ценообразованию (пересчету цен для налоговых целей) усиливается, включая такие вопросы, как пересчет цен при распределении убытков, реструктуризация бизнеса, перемещение объектов интеллектуальной собственности и внутригрупповых финансовых операций.

«В современном мире трансфертное ценообразование становится еще более актуальным для налоговых органов и компаний, – говорит Константин Юрченко, партнер Отдела налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. – Глобализация стимулирует рост транснациональных корпораций, при этом финансовые и налоговые директора сталкиваются с серьезными рисками в налоговых режимах с различающимися правилами и ужесточающимися требованиями. Поскольку каждая трансграничная сделка между компаниями, входящими в одну группу, затрагивает несколько налоговых юрисдикций и местные налоговые органы могут по-разному трактовать одну и ту же операцию, невозможно полностью устранить риски, связанные с трансфертным ценообразованием. Но можно свести эти риски к минимуму с помощью рационального планирования и использования надежных принципов управления ими».

Ситуация в Америке

Контроль за трансфертным ценообразованием является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов как в США, так и в Канаде. Аудиторы Налогового управления США при проверке деятельности транснациональных корпораций особенно внимательно изучают трансфертное ценообразование. В США тщательно проверяются сделки по передаче в другие страны нематериальных активов, причем особое внимание уделяется соглашениям о долевом участии в расходах. Кроме того, в США все чаще проводятся проверки в отношении услуг, оказываемых друг другу предприятиями одной группы.

Канада продолжает оправдывать репутацию страны, где проводятся одни из самых серьезных проверок в сфере трансфертного ценообразования. После их проведения канадским компаниям зачастую приходится значительно уменьшать выплачиваемые за границу роялти и показывать относительно высокие уровни операционной прибыли на том основании, что канадская компания или рынок обладает уникальными характеристиками, которые позволили бы получить значительную прибыль при заключении соответствующих сделок на рыночных условиях.

«Необходимо стремиться к исключению ситуаций, когда налоговые органы разных стран пытаются заставить налогоплательщика несколько раз платить налог с одной и той же прибыли. В связи с этим, например, недавно был подписан американо-канадский протокол, предусматривающий обязательное арбитражное разбирательство при разрешении таких споров», – отметил Константин Юрченко.

Что касается Латинской Америки, то пятнадцать лет назад в этом регионе не было норм, регулирующих вопросы трансфертного ценообразования. Сегодня такие нормы существуют во многих странах этого региона, причем по большей части они основаны на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако в Бразилии продолжает действовать система установленной законом маржи, которая не основана на принципе заключения сделок на рыночных условиях. Ввиду этого обстоятельства и того факта, что Бразилия является важным торговым партнером в этом регионе, транснациональные корпорации должны проявлять осторожность в отношении внутригрупповых сделок на территории Латинской Америки.

Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Налоговые органы стран Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают усиливать контроль за соблюдением установленных требований и увеличивают бюджеты расходов на проведение проверок, уделяя при этом особое внимание трансфертному ценообразованию. Хотя в каждой юрисдикции есть свои особенности, можно говорить о том, что наблюдается общая тенденция к стандартизации трансфертного ценообразования в пределах каждой страны, а в некоторой степени и в пределах всего региона.

Особенно важные изменения происходят в сфере предварительных соглашений о ценообразовании. В течение последнего десятилетия налоговые органы все большего числа стран Азии стали предлагать заключение предварительных соглашений о ценообразовании: в этом регионе реализуется несколько новых программ по таким соглашениям. Количество предварительных соглашений о ценообразовании, заключенных в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжает расти, при этом в Японии ежегодно заключается почти 100 двусторонних соглашений, а в Австралии и Корее – около 20 или 30. Для сравнения: в США в 2006 и 2007 гг. заключалось более 100 предварительных соглашений о ценообразовании в год, однако сейчас их количество сократилось примерно до 70 в год.

«В соответствующих обстоятельствах предварительные соглашения о ценообразовании могут выступать эффективным инструментом управления рисками, связанными с трансфертным ценообразованием. На заключение этих соглашений может уйти много времени и средств, но часто они могут помочь в выполнении таких важных задач, как снятие неопределенности или достижение конкретного результата по трансфертному ценообразованию», – считает Константин Юрченко.

Ситуация в Европе

Разработка правил трансфертного ценообразования в странах Европы почти завершилась. Правительства стран этого региона призывают транснациональные корпорации соблюдать требования к документированию трансфертных цен путем принятия обязательных норм по документированию (Франция и Греция) или внедряют механизмы, направленные на предотвращение наложения штрафных санкций на налогоплательщиков (Италия). Другие страны готовятся к принятию правил трансфертного ценообразования, которые будут не только устанавливать требования к обязательной документации трансфертных цен, но и регулировать существенные вопросы в этой области (Ирландия, Австрия и Россия).

Так, к примеру, Наталья Вальковская, руководитель Группы КПМГ в России и СНГ по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования, отмечает: «Российские налоговые органы обращают внимание не только на соответствие трансфертных цен рыночному уровню, но и на экономическую сущность внутригрупповых операций. По нашему мнению, документация, обосновывающая трансфертные цены, может, как правило, также служить аргументом в пользу подтверждения экономической обоснованности операций, совершаемых внутри группы».

Количество договоренностей о взаимосогласительных процедурах и предварительных соглашений о ценообразовании увеличилось, причем их применяют все больше стран Европейского Союза. В прошлом транснациональные корпорации зачастую соглашались на двойное налогообложение, если его последствия не были существенными. Сейчас же более строгий контроль за трансфертным ценообразованием во многих странах привел к тому, что многие налогоплательщики поменяли свою политику.

Эффективные методы решения вопросов трансфертного ценообразования

Специалисты КПМГ по трансфертному ценообразованию считают, что в успешном решении вопросов трансфертного ценообразования компаниям помогут:

  • Планирование –  разработка экономически обоснованной политики по трансфертному ценообразованию и осуществление перспективного налогового планирования, учитывающего долгосрочные налоговые выгоды.
  • Реализация планов – разработка и применение эффективной политики, правил, средств контроля и систем для подготовки, отслеживания и проверки внутригрупповых сделок.
  • Соблюдение нормативных требований и подготовка документов – управление рисками в условиях, когда существуют подробные предписания относительно трансфертного ценообразования, строгие требования к документации, тщательно разработанная процедура проведения проверок и большие штрафы за невыполнение требований.
  • Урегулирование разногласий – разрешение споров, касающихся трансфертного ценообразования, с помощью предварительных соглашений о ценообразовании, переговоров с компетентными органами, арбитражных и судебных разбирательств.

Об исследовании

«Международное исследование трансфертного ценообразования» KPMG International подготовлено на основе информации, предоставленной различными специалистами национальных офисов КПМГ по всему миру, оказывающими услуги в области трансфертного ценообразования. В исследовании содержатся комментарии и подробный обзор требований к трансфертному ценообразованию в 64 странах.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться