
Аналитика / Налогообложение / Сложные цепочки поставок влекут за собой проблемы в сфере трансфертного ценообразования
Сложные цепочки поставок влекут за собой проблемы в сфере трансфертного ценообразования
Новая публикация KPMG International о том, как помочь компаниям ориентироваться среди множества проблем, связанных с трансфертным ценообразованием, причиной которых стала сложная структура цепочек поставок
03.06.2011КПМГНесмотря на то, что реструктуризация бизнеса сама по себе не является чем-то новым, ОЭСР расширила сферу применения своих «Рекомендаций по вопросам трансфертного ценообразования для международных корпораций и налоговых органов», опубликовав их в новой редакции в июле 2010 года, в которой дано определение понятия «реструктуризации бизнеса». В соответствии с новой редакцией Рекомендаций, реструктуризацией может считаться практически любое существенное изменение деловых отношений с партнерами.
Новая публикация «Мир в процессе изменений: решение проблем трансфертного ценообразования при использовании сложных цепочек поставок», опубликованная KPMG International по вопросам трансфертного ценообразования, призвана помочь организациям ориентироваться в существующих проблемах и успешно их решать.
В публикации рассматриваются три независимые категории вопросов, связанных с цепочками поставок: влияние изменений, внесенных в Рекомендации ОЭСР, цепочки поставок, используемые международными корпорациями, решение споров.
В разделе новой редакции Рекомендаций ОЭСР представлены мнения представителей налоговых органов Австралии, Бельгии, Канады, Китая, Дании, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Испании, США и Великобритании о концепции реструктуризации бизнеса.
«Положения Рекомендаций ОЭСР (которые принимает во внимание законодатель при разработке проекта изменений в российские правила налогового контроля цен), касающиеся реструктуризации бизнеса, относят широкий спектр хозяйственных решений неналогового характера к вопросам трансфертного ценообразования, – заявил Константин Юрченко, налоговый партнер КПМГ. При оценке влияния новой редакции Рекомендаций на процесс реструктуризации бизнеса основным вопросом является: как налоговые органы будут ее трактовать? Ответ на него будет зависеть от позиции конкретного налогового органа. Несмотря на то, что в публикации отражены мнения налоговиков, которые были высказаны до ее опубликования, они несомненно будут меняться».
В публикации также рассматриваются отдельные вопросы, которые возникают в связи с цепочками поставок, используемыми международными корпорациями, в особенности в странах Азии. В частности:
- взаимосвязь между трансфертным ценообразованием и вопросами таможенного контроля, что особенно актуально в странах Азии в связи с высокими ставками пошлин и сборов;
- централизованные закупочные компании;
- отражение в учетной документации экономии средств за счет выгодного расположения;
- результаты недавно проведенного в Китае курса обучения специалистов Государственного управления налогообложения по вопросам, связанным с автомобильной отраслью, дают ценную информацию о подходе к решению основных вопросов трансфертного ценообразования.
«Европейские и американские международные корпорации все чаще прибегают к услугам азиатских поставщиков, и для достижения деловых целей организуют в странах Азии централизованные службы закупок. В зависимости от стратегии централизации закупочной деятельности такого рода реструктуризация может привести к тому, что американские и европейские компании-налогоплательщики перестанут получать прибыль, и это может вызывать у налоговых органов этих стран вполне обоснованные опасения по поводу уменьшения налоговых поступлений. Данный аспект нужно принимать во внимание и российским компаниям, структурирующим закупочную деятельность», – сообщил Юрченко.
Российские группы компаний, осуществляющие деятельность за рубежом, также планируют экспортно-импортные операции таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать коммерческих целей. Вопрос структурирования цепочек поставок эффективным с налоговой точки зрения образом становится все более актуальным для российских компаний.
Еще один раздел публикации посвящен спорам по вопросам трансфертного ценообразования. В нем рассматриваются два новых инструмента, призванные помочь налогоплательщикам в разрешении споров - это процедура ускоренного рассмотрения споров компетентными органами и обязательный арбитраж. Кроме того, обсуждаются подходы к урегулированию разногласий по вопросам трансфертного образования с налоговыми органами Индии. В этом разделе анализируется стремительное увеличение заключаемых в странах Азии предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения, и представлены статистические данные по таким соглашениям в Австралии, Китае, Японии и Южной Корее. Это может быть интересно российским компаниям, осуществляющим деятельность в данных странах, так как инструмент предварительных соглашений о ценообразовании может позволить существенно снизить налоговые риски.
В заключении приводится анализ двух судебных дел, решения по которым оказали огромное влияние на вопросы управления цепочками поставок и реструктуризации – дела компаний General Electric в Канаде и Veritas в США.
«Во многих странах наблюдается рост процедурных возможностей для решения споров в сфере трансфертного ценообразования. Данные по предварительным соглашениям о ценообразовании в Австралии, Китае, Японии и Южной Корее свидетельствуют о том, что программа пользуется все бóльшей популярностью и имеет прекрасные перспективы развития. Процедуры ускоренного рассмотрения споров компетентными органами в США и Канаде позволяют рассматривать в рамках одного дела большее число налоговых периодов, а также решать споры в отношении недавних налоговых периодов. Положения об обязательном арбитраже споров все чаще включаются в соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе и в соглашения, заключенные США, Канадой и странами ЕС. Однако в некоторых случаях, когда точку в урегулировании особо сложных вопросов трансфертного ценообразования может поставить только суд, судебное разбирательство по-прежнему будет оставаться единственно возможным вариантом. Данный опыт возможно должен быть учтен при реформировании правил трансфертного ценообразования в России», – заявил в заключение Константин Юрченко.
В России пока отсутствует режим налоговых соглашений по трансфертному ценообразованию. Законопроект, предусматривающий изменения правил налогового контроля цен в РФ, предполагает возможность заключения таких соглашений. Однако данный механизм будет доступен только крупным налогоплательщикам.
Публикацию «Мир в процессе изменения: решение проблем трансфертного ценообразования в условиях использования сложных цепочек поставок» можно прочитать тут.
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии