Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговые проверки: штрафы по уведомлениям

Налоговые проверки: штрафы по уведомлениям

Федеральная налоговая служба разработала новые документы: формы уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, и формы актов о противодействии проведению налоговой проверки. Разберем, что собой представляют данные уведомления и акты, а также законны ли они

04.04.2011
«Практическая бухгалтерия»
Автор: С. Шестакова, ведущий эксперт

Теперь в ходе выездных и камеральных проверок налоговики собираются запрашивать оригиналы документов, связанные с расчетом и уплатой налогов, по специальным разработанным уведомлениям. Эти новшества предусмотрены письмом ФНС России от 8 октября 2010 г. № АС-37-2/12931@. Формы уже направлены в нижестоящие инспекции и рекомендованы к применению.

Попробуем разобраться, что же это за новые выдумки налоговиков.

Удивительные уведомления

Итак, нам представлены два бланка уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, по одному на каждый вид проверок: выездной и камеральной.

В них указываются реквизиты налогоплательщика и самой налоговой. Далее прописывается, на основании какого документа проводилась проверка: для выездной это решение руководителя (его зама), в уведомлении для «камералки» такого реквизита нет, так как проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ). Ниже налоговый инспектор перечислит наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, ознакомление с которыми нужно обеспечить, а также период, к которому они относятся. Получатель уведомления должен обеспечить возможность ознакомления должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, с оригиналами этих документов.

Помимо этого в формах предусмотрены строки, в которых руководителю компании или ее представителю необходимо поставить подпись и дату получения уведомления, в свою очередь ставит подпись и инспектор. Самое интересное заключается в следующем: в случае необеспечения возможности ознакомления в ходе выездной налоговой проверки с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса вам будет выставлено требование о представлении документов (информации) в установленный срок и составлен акт о противодействии проведению налоговой проверки.

Таким образом, мы «вышли» на всем известную норму: в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Но при определенных ограничениях: ознакомление должностных лиц с оригиналами допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также при выемке документов (п. 12 ст. 89, ст. 94 НК РФ). При камеральной проверке налоговики просматривают оригиналы только в стенах инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем ознакомиться они могут только с теми документами, которые вправе истребовать у вас в ходе камеральной проверки.

Это важно

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов, но только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также при выемке документов. При камеральной проверке налоговики просматривают оригиналы только в стенах инспекции, причем только тех документов, которые вправе истребовать в ходе камеральной проверки.

В Налоговом кодексе не сказано, в каких именно случаях налоговики могут потребовать оригиналы документов. Поэтому Минфин России уточнил, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях (письмо от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-1):

  • налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;
  • необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.

Причем доступ к документам налогоплательщика при любой проверке инспектор может получить только с помощью требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, ст. 93.1 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ и предусмотрена Налоговым кодексом. Поэтому если инспектору заблагорассудится посмотреть оригиналы, то запрос он должен сделать на основании данного требования с отметкой о представлении оригиналов документов, если же такой отметки нет, то представляются копии (п. 1, 2 ст. 93 НК РФ).

Из вышеизложенного следует, что организация не обязана представлять инспекции оригиналы документов на основании уведомлений, приведенных в письме:

  • во-первых, потому, что Налоговый кодекс этого не требует;
  • во-вторых, ссылка в указанных уведомлениях, что организация обязана на основании статьи 93 Налогового кодекса представить документы, сама себе противоречит, так как в данной статье установлено, что представлять документы следует только на основании требования;
  • в третьих, вы имеете право не подписывать данные документы, так как действия налоговиков не подкреплены законом.

Тем, кто проходил процедуру выездной проверки, известно: на практике ревизоры изначально при вручении решения и первоначального требования устно просят представлять к проверке оригиналы, чтобы организации не ксерить лишние документы. Потом, после просмотра документов, запрашивают копии «заинтересовавших» и забирают их с собой в инспекцию для написания акта проверки. При «камералке» особое внимание нужно уделить тому, имеет ли вообще инспектор право запрашивать эти документы, и если да, то вы представляете документы согласно требованию (в копиях или оригиналах). Причем после проверки инспектор должен вернуть оригиналы документов.

По акту штраф?

Если составлен акт, то логично будет предположить, что на его основании (когда налогоплательщик не представил оригиналы документов по уведомлению) налоговики будут наказывать «нерадивого», то есть штрафовать. Для этого, видимо, и разработаны соответствующие акты о противодействии проведению налоговой проверки – один для выездной, другой для камеральной проверки.

В акте указываются: место составления, должностные лица налогового органа, реквизиты налогоплательщика. Далее прописывается документ, на основании которого проводилась проверка, если таковой имеется. Ниже констатируется, что было оказано «противодействие проведению выездной налоговой проверки, выразившееся в необеспечении прав должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для осуществления налоговой проверки, предусмотренному пунктом 12 статьи 89 Налогового кодекса». В нем указываются данные о полученном ранее уведомлении о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Предусмотрено поле и для проставления подписи налогоплательщика о принятии данного акта или отметки об отказе в принятии. Также акт подписывает чиновник.

Заметьте, в данном акте ни слова не сказано, привлекут ли налогоплательщика к ответственности на его основании и если привлекут, то по какой статье. Тогда возникает вопрос: если не привлекут, то для чего нужен этот акт? А если привлекут, то, по логике налоговиков, организацию должны оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. А документы налогоплательщик обязан представлять налоговикам только на основании требования (его форма предусмотрена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). Круг замкнулся.

Важно

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Заострим внимание, что Налоговым кодексом не предусмотрено представление документов по уведомлению, обсуждаемое письмо налоговиков не является нормативным актом, а значит, привлечь к ответственности по данной статье невозможно.

Подводим итог: налоговое законодательство не требует представление оригиналов документов по уведомлению, также не требует подписывать «надуманные» акты о противодействии проведению налоговой проверки. Как мы выяснили, все это не подкреплено законом, а значит, и применять санкции налоговики не вправе. Будут ли на практике применять новые документы, покажет только время, но нам представляется, что они незаконны.

Разместить:
Дмитрий
6 апреля 2011 г. в 23:37

Вероятнее всего, "акт о противодействии..." выпущен вдогонку Определению Конституционного суда РФ, в своё время установившего, что в срок проведения проверки не включается время, в течение которого налплат противодействовал её проведению... Но, на самом деле, выглядит смешно: полномочий о выемке документов (в применимых случаях) налорга никто не лишает, поэтому ссылки на "противодействие" в обоснование увеличения срока проверки в суде будут выглядеть нелепо.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться