Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Инновационная политика: приоритеты бизнеса расставлены

Инновационная политика: приоритеты бизнеса расставлены

Начавшаяся с середины XX века технологическая гонка набирает обороты до сих пор. Иногда возникает резонный вопрос: «Куда мы бежим?». А точнее, куда несется рынок, поставленный перед необходимостью не только удовлетворения потребительских потребностей, но и к их предвосхищению. Каждая компания отныне должна не только модернизировать бизнес-процессы, но и генерировать новые идеи для того, чтобы успевать за динамично развивающейся конкурентной средой

20.12.2010
«Консультант»
Автор: Александр Смирнов, генеральный директор Nobel Biocare Russia

…решение о том, стоит ли ставить во главе бизнеса инновационный фактор развития, зависит в первую очередь от отрасли деятельности компании. Тема инноваций в России вечная, но за 15 лет особых успехов в нашей стране так и не добились. Инновациям и развитию препятствуют сырьевой характер экономики, общее недоверие, коррупция и бюрократия.

Хорошая новость на сегодняшний день в том, что российская инновационная среда начинает развиваться: создается законодательная система, внедряется господдержка региональных ведомств по развитию инноваций, открывается большая доступность финансовых ресурсов: государственные фонды, частные венчурные компании, бизнес-ангелы, рост интереса глобального венчурного капитала к России. Правительство пытается продвигать  инновационную политику на всех уровнях образования и экономики в целом. В частности, президент Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал важность инноваций для экономического развития страны. Также важной составляющей государственной инновационной политики в России стало освоение международного опыта.

При этом на сегодня до сих пор очень  мало зарубежных компаний инвестируют в отечественную экономику, поэтому очень мало инвестиций и в сами инновации. Так, к примеру, рынок эстетической стоматологии, на котором мы работаем, достаточно конкурентный, но в основном дистрибьюторский. Среди многих стоматологических компаний, работающих в нашей стране, только Nobel Biocare имеет полноценное представительство. Другие компании не открывают свои филиалы, потому что объективно оценивают структурные и экономические сложности российского рынка – к сожалению, на Западе все уже знают, что такое иметь дело с российской действительностью: какой у нас своеобразный подход к бизнесу, трудно решаемые вопросы логистики, связанные с таможней и т.д.

Дилерский подход, в свою очередь, обуславливает общее развитие отрасли: большинство дистрибьюторов не заинтересовано в развитии индустрии, тем более внедрении инноваций, и  ставят очень краткосрочные цели. От чего мы и наблюдаем соответствующий результат – сектор находится в совершенно  другом положении, нежели западные рынки, где производители активно инвестируют в инновационные технологии. У нас же российские инвестиции по-прежнему концентрируются в сырьевом секторе и энергетике, а инвестиции в наукоемкие направления в большей степени происходят на мировом рынке,  существенно повышая конкурентоспособность западных компаний.

Если взять российских производителей в индустрии эстетической стоматологии, то в основном это товар среднего качества, имеющий  достаточно невысокую стоимость, и у таких компаний нет ни возможности, ни понимания того, что надо инвестировать в развитие рынка.  Почему товар среднего качества? Как говорил классик, разруха начинается в головах. Для того чтобы создать нормальную компанию полного цикла с качественным производством и реализацией, нужно иметь четкое системное представление о том, как бизнес должен выстраиваться и функционировать,  что для развития и поддержания конкурентных преимуществ как с отечественными, так и с международными производителями компании нужны инновации. А чтобы занять первые места, направленность на развитие должна стать приоритетной задачей.

К примеру, компания Nоbel Biocare, являясь мировым и российским лидером на рынке эстетической стоматологии и имплантологии, инновационные технологии разрабатывает и продвигает. Инновации, конечно, связаны с определенными плюсами и минусами. Плюсы – в лидерстве рынка, которое закрепляется за инноватором. Минусы – в непростом цикле продвижения инновационных идей.

На первом этапе  ты продвигаешь новое решение или технологию для рынка с большим трудом, так как они зачастую воспринимаются с той или иной степенью консерватизма или даже отторжения.  Приходится прикладывать значительные  силы и средства, чтобы  донести до твоей потенциальной аудитории преимущества. Первые бонусы ты получаешь, когда сообщество принимает инновацию.  Однако лавры и слава недолги, так как далее тебя достаточно быстро копируют конкуренты, и все начинается сначала. Поэтому, если ты строишь бизнес на инновациях, ты должен быть всегда впереди на 2-3 шага – впереди рынка, впереди конкурентов, индустрии. Если ты можешь это себе позволить – здорово, так как это очень непросто.

… если ты строишь бизнес на инновациях, ты должен быть всегда впереди на 2-3 шага – впереди рынка, впереди конкурентов, индустрии…

Поддерживает ли государство отрасль в плане развития в области инноваций?  В целом медицина (наравне с ядерными, информационными, космическими и телекоммуникационными технологиями, а также  энергоэффективностью)  заявлена в качестве одного из пяти приоритетных направлений для инновационного развития и модернизации экономики России, в том числе с целью преодоления сырьевой направленности развития. Но одно дело –  официальные заявления, другое – реальные действия.

Для стоматологической отрасли медицины, к примеру, насколько я знаю, конкретных государственных преференций не предусмотрено. Да и какие преференции, когда сам рынок еще далек от цивилизованного.  О каких инновациях можно говорить, если выпускники стоматологических ВУЗов, к примеру, не знают о такой инновационной технологии протезирования зубов, как имплантология – уже более 50 лет применяемой на Западе. Очень сильно стоит на рынке и кадровая проблема  - хороших врачей у нас в России очень узкая прослойка - 2-3% от всех специалистов.

Возвращаясь к инновациям, стоит признать, что в стоматологической отрасли российской инновационной экспертизы практически нет, инновации приходят с Запада. И я думаю, стоматология  не является исключением из правил.

В целом, индустрия развивается, и перспективы связаны с интеграцией IT технологий в стоматологическую практику. На российском рынке представлен крайне низкий процент подобных технологий. Но за ними будущее, ведь человеческий ум никогда не сможет соревноваться с точностью таких компьютерных технологий, как  Nobel Guide и Nobel Procera.

Потенциал отрасли, в том числе инновационный, огромен. Население России   сегодня остро нуждается в пропаганде ухода за собственными зубами и здоровьем: сегодня свыше 10 миллионов человек страдают от той или иной формы адентии (отсутствия зубов). При этом очень низкими являются стоматологическая культура населения и уровень информированности пациентов относительно, по крайней мере, представленных сегодня на рынке инновационных технологий лечения. Так что до насыщения спроса весьма далеко. А с точки зрения потребителя, чем больше инноваций, тем шире выбор, больше возможностей и лучше ценообразование.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика