Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговая коалиция

Налоговая коалиция

Телекоммуникационные компании решили объединиться и выработать единое налоговое видение основных операций

09.12.2010
Автор: Фаина Филина, специально для Taxpravo.Ru

Самая главная налоговая проблема телекоммуникационной отрасли заключается в том, что существует много вариантов структурирования одних и тех же бизнес-процессов. Об этом рассказал в ходе II Всероссийского налогового конгресса телекоммуникационных компаний заявил Дмитрий Корнев, директор департамента по налоговому администрированию МТС. «Участники рынка используют разные подходы к квалификации одной и той же операции, что не есть хорошо для налогоплательщиков», - подчеркнул он.

Например, продажа контента. По словам Корнева, попытка компаний квалифицировать этот процесс вызывает проблемы. Есть как минимум две модели трактовки. Первая – телекоммуникационная компания оказывает клиенту собственные услуги. Эту модель использует большинство «связистов». Вторая – модель транспорта, когда компания только переносит эту услугу от производителя к конечному потребителю. «Либо коллизия будет разрешена, - поясняет эксперт, - либо будут найдены атрибуты, которые разделят эти модели».  Кроме того, сейчас часть контента поставляют иностранные контрагенты. В связи с этим возникает ряд  вопросов по НДС, по ценообразованию.

Другая «коллизия» - мобильная коммерция, внутрисетевые переводы. Эта операция, по словам Корнева, вообще, не имеет четкого определения. Также интересными с точки зрения налоговой квалификации являются скидки, бонусы, партнерские программы. Кроме того, остро стоит перед телекоммуникационными компаниями тема безвозмездного предоставления услуги в течение определенного периода времени. Имеются в виду акции типа «Подключись и общайся бесплатно до Нового года», «Бесплатный антиопределитель номера на месяц», «Бесплатная музыка вместо гудка на неделю», и т.д. «В результате мы стоим перед необходимостью инвентаризации основных бизнес-процессов», - говорит Дмитрий Корнев. А для этого «связистам» нужно консолидировать усилия на некой единой «площадке».

С ним согласилась и Нани Карчава, заместитель главного бухгалтера по налоговой политике «Мегафона».  По ее словам, для участников рынка важно, какие решения будут приниматься в судах по тем или иным налоговым вопросам, по тем или иным коллизиям. Если разные компании будут давать в судах разные трактовки, и в итоге пострадает компания, предлагающая как раз правильную квалификацию, всем игрокам придется не сладко.

Причем, на объединение компаний в целях получения единого налогового понимания основных операций, в целях выработки единой квалификации бизнес-процессов, в МТС готовы даже выделить некий бюджет. Сколько конкретно может потратить на консолидацию мнений гигант телекоммуникационного рынка и как конкретно это будет происходить, пока непонятно, но отклик у средних и мелких игроков рынка идея получила немалый.

Среди других налоговых нюансов, актуальных для телекоммуникационных компаний, - трансфертное ценообразование, которое в России по сей день не урегулировано отдельным законом.  По словам Натальи Вальковской, старшего менеджера группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования и налогообложения зарубежных компаний КПМГ, законопроект о трансфертном ценообразовании вряд ли уже примут в этом году, ведь даже обещанное второе его чтение в ноябре не произошло. Тем не менее, законопроект важный, и, так или иначе, вскоре российским предприятиям придется к нему привыкать. Посему лучше сейчас задуматься о том, как правильно выстроить трансфертное ценообразование в рамках своей компании.

Согласно законопроекту, налоговики будут контролировать сделки между взаимозависимыми лицами. Это коснется всех сделок с иностранными контрагентами. Внутри же страны под пристальное «око» фискалов попадут трансакции на сумму свыше 1 млрд. рублей. Кроме того, ревизоры будут мониторить и некоторые сделки с независимыми лицами. Например, если сторона сделки находится в низконалоговой юрисдикции. При этом, в отличии от основной налоговой аксиомы о том, что бремя доказывания налоговых правонарушений лежит на налоговиках, согласно законопроекту о трансфертном ценообразовании, бремя доказывания рыночности цен в данном случае ляжет на хрупкие плечи налогоплательщиков. Посему компаниям следует обязательно сообщать фискалам о трансфертном ценообразовании самим.

По словам Натальи Вальковской, обосновать ценообразование компаниям лучше заблаговременно. Налоговики отправили своих сотрудников на обмен опытом в Великобританию. А значит, проверки трансфертного ценообразования вряд ли будут формальными.

Итак, нужно запастись документальными доказательствами рыночности цен. Как же это сделать заранее? В качестве примера можно привести ситуацию, когда в группах присутствуют лицензионные платежи за использование товарной марки. «Хоть статья 40 НК РФ тут и не действует, есть примеры, когда налоговики корректировали размер лицензионных платежей, - рассказывает Вальковская. – Конечно, они больше смотрят на те платежи, которые идут за рубеж». В этом случае нужно объяснять фискалам, во-первых, почему интеллектуальная собственность находится именно в этой компании, а не в другой.  Во-вторых, следует обосновать размер платежа. Причем это можно сделать на основании анализа сопоставимых лицензионных договоров, заключенных между независимыми компаниями. Так как отечественных баз для этих целей не разработано, можно воспользоваться иностранными (Royalty Source, Royalty Stat, Lexis Nexis).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться