Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Юрий Васильев: Налоговый климат формируется в бюджетном комитете

Юрий Васильев: Налоговый климат формируется в бюджетном комитете

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам подвел итоги весенней сессии

14.07.2010
Официальный сайт партии «Единая Россия»

Более сорока законопроектов, посвященных налоговым и бюджетным новациям, были рассмотрены в этой весенней сессии в комитете Госдумы по бюджету и налогам. В основном это законопроекты, направленные непосредственно на реализацию концепции модернизации экономики страны, инициатив руководства страны по ее инновационному развитию. Об итогах завершающей сессии ER.RU в среду, 14 июля, рассказал, председатель комитета Юрий Васильев:

- Юрий Викторович, судя по тем законопроектам, которые принимает комитет, становится очевидно, что государство сегодня решает вопросы стратегического значения, а не «латания бюджетных дыр»?

- То есть, вы хотите спросить, что страна вышла из кризисной полосы, и может себе позволить думать не только о хлебе насущном, но и высоких материях, к примеру, об инновационном прорыве в будущее, которое изменит качество нашей жизни. Это действительно, очевидно. Об этом красноречиво свидетельствует недавно принятые поправки в закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», уточненные с учетом итогов социально-экономического развития страны. И в частности, обосновывает увеличение общего объема доходов на 833,8 млрд. рублей.

Темпы экономического роста в этом году оказались выше, чем ожидались. А цены на нефть, вместо прогнозируемых 58 долларов за баррель - подскочили до 75 долларов за баррель. В итоге страна стала богаче на 833,8 миллиарда рублей. Дополнительные доходы решено направить по наиболее актуальным адресам, где они крайне необходимы. 150 миллиардов рублей - в Пенсионный фонд. 82,3 миллиарда рублей - на обеспечение жильём ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны , 42,9 миллиарда - на жилье военнослужащим, кто сегодня защищает мир и спокойствие в нашей стране.

Поддержано решение депутатов о модернизации улично-дорожной сети в городах, с выделением на эти цели 16 миллиардов рублей. Продолжится инвестирование доказавшей свою эффективность, программы утилизации автомобилей. На это предусматриваются 10 миллиардов рублей.

Кроме того, при исполнении бюджета за отчётный период выявилась экономия бюджетных средств в пределах 154,3 миллиарда рублей, которая образовалась при сокращении финансирования банковского сектора. Эти средства пойдут на решение социальных проблем, на жилье, на социальное страхование граждан, на обеспечение их безопасности на транспорте, на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. При этом, значительная сумма - 25 миллиардов рублей - предусмотрена на инвестиционные объекты. Значительные ассигнования пойдут на поддержку культуры и спорта. Социальная направленность этих поправок не вызывает у нас сомнений. Все это свидетельствует, что в России сложились благоприятные макроэкономические условия, позволяющие контролировать бюджетный дефицит и приступать к реальной модернизации экономики. Бюджетная политика будет направлена на стимулирование инновационных процессов в экономике. С 2011 года бюджетная политика будет переориентирована под реализацию конкретных программ…

- В том числе на создание «Сколково»?

- На развитие инновационного центра в Сколково в 2011 г. планируется направить 15 млрд рублей. В 2010 году - пять с небольшим миллиардов рублей на проектирование самого Сколково. Поддержка со стороны государства будет осуществляться по проектам в Сколково на возвратной основе, которая бы обеспечивала какую-то минимальную доходность на вложения. В комитете был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Законопроект предусматривает создание благоприятных налоговых условий для специалистов, осуществляющих исследовательскую деятельность в инновационном центре.

И, прежде всего, освободит ученых от уплаты налога на прибыль организаций до момента достижения определенного проектом федерального закона уровня окупаемости вложений в проводимые исследования. Также предполагается не облагать налогом имущество, используемое в исследовательской деятельности, и предоставить специалистам право отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость.

Одновременно проектом федерального закона предусмотрено снижение до 14 процентов общего размера взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, уплачиваемых указанными лицами. Кроме того, управляющей компании, в собственности которой будут находиться земельные участки, составляющие территорию инновационного центра «Сколково», не надо будет платить земельный налог и налога на имущество организаций.

- Но не отодвинет ли экономический прогресс на второй план заботу о людях, нуждающихся в социальных гарантиях…

- Социальная стабильность и забота о людях всегда была и будет на первом месте государства. В кризис, когда другие страны, борясь в ним, вынуждены были идти на повышение налогов и сокращение социальных программ, Россия на это не пошла. Социальная направленность расходов, и забота о ветеранах была превыше всего. Эта особенность российского бюджета отражена в недавнем Отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального Банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики, социальному обеспечению населения за первый квартал 2010 года.

Он свидетельствует о том, что заметно снизился уровень безработицы, почти на 468 тысяч человек. Средний размер пенсий на март текущего года составил 7 133 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года в полтора раза. Сохраняет положительную динамику реальная заработная плата, ее рост по итогам первого квартала, достиг 1,2 процента по отношению к четвертому кварталу 2009 года. В социальной сфере с 1 января 2010 года, в целях поддержки наименее защищённых слоёв населения, была осуществлена индексация на 10 процентов (что выше уровня инфляции), ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, государственных пособий семьям, имеющим детей.

Одним из социально значимых итогов является обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На эти цели региональным бюджетам были выделены межбюджетные трансферты в сумме 34,5 млрд. рублей. Более 27 тысяч ветеранов улучшили свои жилищные условия. По данным Отчета в 34 регионах страны все участники Великой Отечественной войны обеспечены комфортными квартирами.

- То есть, человек всегда в приоритете. Экономить на нем бюджет не будет?

- Человек и его здоровье. Благосостояние, условия труда, безопасность. На эти цели выделяются немалые средства, и в этом направлении работают налоговые новации…

- И в этом отношении характерен законопроект о поддержке труда шахтеров, который поступил в комитет после трагических событий на российских шахтах?

- Новая налоговая схема на добычу топлива поможет шахтам найти средства на программы безопасности. Угольные предприятия могут получить налоговые послабления и экономить на этом 2,7 миллиона рублей в год. Деньги пойдут на обеспечение безопасности шахт и на социальные программы угледобывающих регионов.

Сейчас депутаты работают над соответствующими поправками в главу 26 части второй Налогового кодекса. Речь также идет о введении дифференцированных специфических ставок налога на добычу угля в зависимости от его видов. Также предусмотрена возможность снижения ставки налога на его добычу в шахтах с повышенной пожарной опасностью. Налоговый вычет будет определяться путем уменьшения суммы налога на величину затрат, которые пошли на обеспечение безопасности труда на участке недр с высоким уровнем содержания метана. В удаленных районах предусмотрено применение поправочного коэффициента дифференцированного налога по пяти географическим зонам. Ведь тарифы на транспортировки в некоторых регионах в три раза превышают цены угля в месте добычи.

Одним из наиболее затратных направлений развития отрасли - это обеспечение безопасности при добычи угля. Только по Кемеровской области объем инвестиций в промышленную безопасность объектов составляет более 12 миллиардов рублей. В то же время мы знаем, что экономия на безопасности приводит к трагедиям. И потому налоговые льготы затронут именно эту сферу. А она связана, прежде всего, с совершенствованием вентиляционного оборудования. Реализация положений закона за счет сокращения налоговых затрат позволит увеличить годовую сумму собственных средств предприятий на 2,7 миллиарда рублей, которые в том числе будут направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности в добыче угля и решение социальных проблем угледобывающих регионов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что многократное увеличение объемов инвестиций в безопасность труда будет осуществляться на фоне негативных тенденций снижения цены на уголь на экспортном рынке. В 2010 году в результате демпинговой ценовой политики угля из Австралии и Индонезии они могут опуститься на 30 процентов по сравнению с 2006 годом. Но безопасность труда шахтера стоит любых денег, и экономия в этой сфере не уместна.

- Какие еще наиболее важные законопроекты были рассмотрены комитетом?

- Комитет Госдумы по бюджету и налогам выполнил программу своей работы на весеннюю сессию, в которую вошло более 40 документов. Затронули они разные аспекты жизни. К примеру, сельское хозяйство. Сегодня многие собственники земель сельскохозяйственного назначения владеют угодьями, которые пустуют и зарастают бурьяном. Вот эти нерадивые хозяева и будут облагаться повышенным земельным налогом. Его ставки предложено увеличить на 1,2 процента от кадастровой стоимости.

Надеемся, что это подстегнет и процесс оформления земель. Что сейчас происходит? Вроде вся земля находится в государственной и частной собственности, но оформлено всего 24 процента от общей площади. По разным сведениям, это около 200 миллионов гектаров. В результате тормозится инвестиционный процесс сельского хозяйства. Комитет рассмотрел поправки в закон о памятниках культуры.

В первую очередь, речь идет об ужесточении налоговой ответственности для тех, кто приобретает в собственность объекты культурного наследия. Однако будут установлены и налоговые льготы для тех, кто добросовестно выполняет требования по сохранению памятников. В частности, предполагается расширить сферу льготного налогообложения не только на ремонтно-реставрационные работы, но и научно-исследовательские, изыскательские, противоаварийные. За счет бюджетных субсидий собственникам будут предоставлять компенсации за работы, которые связаны с поддержанием памятников в нормальном состоянии. На новые льготы могут рассчитывать строители жилья и дорог. Новые нормативы для них направлены на совершенствование налогообложения и оптимизацию расходов инвесторов. Они содержат реальные антикризисные меры, направленные на поддержку промышленности, малого и среднего бизнеса.

Поправки в главу 25 второй части Налогового кодекса по предоставлению налоговых льгот для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья, расширят Градостроительный кодекс новыми статьями, предоставляющими льготы предпринимателям, вкладывающим средства в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Законопроектом предусмотрено, что расходы на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет, (даты при этом определяются налогоплательщиком самостоятельно), будут иметь льготное налогообложение. Причем, оно будет засчитываться, начиная с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года на основе заключенных инвестиционных соглашений между компаниями и органами государственной власти или местного самоуправления.

Одновременно, в пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ вносится уточнение, позволяющее учитывать для льготного налогообложения прибыль организаций, получаемую при строительстве инфраструктурных объектов, если есть обязательство по передаче их в муниципальную или государственную собственность, и если этот процесс носит безвозмездный характер.

- В портфеле вашего комитета есть проект закона, который снизит стоимость транспортных услуг. В чем его суть?

- Речь идет о поправке в статью 376 второй части Налогового кодекса, которая окажет существенное влияние на деятельность предприятий транспортного комплекса. Он действительно способен понизить стоимость транспортных услуг и тем самым повысить их конкурентоспособность. Норматив даст возможность освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры. В частности, будет увеличена их балансовая стоимость за счет выделенных капитальных вложений на их строительство, реконструкцию и модернизацию. Это касается судоходных гидротехнических сооружений, инфраструктуры аэропортов и аэродромов.

Кроме того, мы уже рекомендовали законопроект, вносящий поправки в статью 164 второй части Налогового кодекса, уточняющие порядок применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость по международным перевозкам, осуществляемым российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. Она будет применять только при транспортировке переработанной продукции и готовых товаров за пределы нашей страны. Законопроект хотя, и носит технический характер, но в то же время достаточно важный. До этого была достаточно серьезная неопределенность по применению этих норм.

Законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» поможет навести порядок в системе государственной регистрации лекарственных препаратов и решить важный социальный вопрос с необоснованным повышением цен на лекарства. - Какие масштабные законопроекты, разрабатываемые комитетом подписаны Президентом РФ?

- Пожалуй, назову один из многих. Это многоплановый и объемный документ бюджетного направления, который связан с модернизацией государственных и муниципальных учреждений. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений» должен модернизировать деятельность бюджетных организаций.

Его цель создать необходимую правовую базу, финансовые стимулы, благоприятные условия и налоговые механизмы для бюджетных организаций, способных функционировать на основе рыночных принципов. Речь идет о создании совершенно нового типа государственных учреждений, способных оптимально сократить внутренние издержки и повысить кпд эффективности своей деятельности. Они будут наделены соответствующими правами по распоряжению закрепленным за ними имуществом и осуществлять приносящую им доходы деятельность. Кроме того, при выполнении государственного задания учредитель вправе использовать дополнительно средства из негосударственных источников, предусмотренных законодательством.

Закон очень большой, сложный. Он коснется реорганизации деятельности всех бюджетных учреждений федерального уровня. А их более 25 тысяч. Кстати, региональных и муниципальных - свыше 302 тысяч.

- А какой законопроект до сих пор вызывает споры и не завершен окончательно, несмотря на свою актуальность?

- Законопроект о трансфертном налогообложении. Он должен положить конец манипуляциями цен внутри корпораций, в результате которых прибыль выводится в оффшоры, и казна недополучает многие миллионы рублей. На сегодняшний день ничто не мешает производственной или добывающей компании реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним ценам. Цены эти не имеют ничего общего с рыночными, они гораздо ниже. А вот конечным потребителям сбытовики продают товар уже по рыночной стоимости. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании), их потом можно перераспределить в зависимости от потребностей корпорации. Не секрет, что такая система особенно актуальна для вертикально интегрированных компаний в нефтегазовой и отчасти в металлургической отраслях. Манипулирование ценами происходит при передаче сырья в переработку, а затем в оптовую торговлю и в розницу. Смысл в том, что можно аккумулировать прибыль в одном звене, показывать убытки в другом и таким образом перераспределять прибыль из регионов с высокой налоговой нагрузкой туда, где ставки налога на прибыль ниже. Это уже серьезный ущерб государственному бюджету. Но еще хуже то, что при помощи манипулирования с ценообразованием, прибыль выводится из страны.

Например, заключая сделку с оффшорной компанией, в которую продаются товары по заниженной цене, а та, в свою очередь, за границей реализует их по реальной стоимости. В результате, прибыль достается не российскому бюджету, она проваливается в бездонные черные дыры оффшоров. Правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс, в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» предлагает принять целый раздел в Налоговом кодексе из шести глав. Сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в том случае, если сумма доходов и расходов превысит 1 млрд рублей за год и если один из участников сделки применяет единый налог на вмененный доход.

Под контроль попадут также внешнеторговые сделки с такими биржевыми товарами как нефть, черные и цветные металлы, драгоценные металлы. Предусмотрены и санкции. В соответствии с законопроектом о трансфертном ценообразовании налоговая ответственность наступает за неуплату, если сделка совершена по цене, не соответствующей рыночной. Интервал рыночных цен, который должен соблюдать тот или иной налогоплательщик, будет установлен. Нарушитель, во-первых, доначислит налоги, во-вторых, заплатит штраф в размере 40 процентов от недоплаченной суммы. Не преувеличу, если скажу, что от решения проблемы контроля за правильностью определения цен в интересах налогообложения в значительной степени будет зависеть состояние налоговой дисциплины - Начало осенней сессии обычно в вашем комитете олицетворяют с принятием нового бюджетного плана. Как будет обстоять дело с принятием нового бюджета в этом году?

- Депутаты Госдумы приняли законопроект № 383197-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении».

- Законопроект направлен на повышение эффективности процесса формирования проектов бюджетов, и отчетов об их исполнении. Предлагается установить, что не позднее 1 октября текущего года Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Госдуму проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. - Но ведь традиционно, бюджетный план поступал в Госдуму в конце августа?

- Статьей 192 действующей редакции Бюджетного кодекса РФ установлено, что Правительство вносило в Госдуму проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период не позднее 26 августа текущего года. В условиях финансового кризиса в 2009 году была существенно осложнена оценка прогноза макроэкономических показателей развития российской экономики на 2010 год. В целях более тщательной проработки проектировок основных характеристик и бюджетных ассигнований бюджета в увязке с мерами экономической, налоговой и денежно-кредитной политики, потребовалось перенесение срока внесения документа в Госдуму с 26 августа на 1 октября. Учитывая в целом позитивный, по заключениям большинства участников опыт, переноса срока внесения бюджета, проекта бюджета с 26 августа на 1 октября, предлагается закрепить такой срок на постоянной основе, как наиболее оптимальной для расчетов и поддержания сбалансированности бюджетной системы.

- В чем же это дает выигрыш?

- Одной из важных новаций внесенного законопроекта является установление сокращенных сроков рассмотрения федерального бюджета. В первом чтении - в течение 20 дней со дня его внесения в Госдуму, во втором чтении - в течение 25 дней со дня принятия в 1-ом чтении, в третьем чтении - в течение 10 дней со дня принятия во 2-м чтении.

Но одновременно сдвигаются сроки внесения всех сопровождающих материалов и сроки рассмотрения субъектом Федерации и муниципальным образованием, принятие их собственным законов о бюджетах.

Кроме того, это мы считаем важной инновацией, согласованной и поддержанной Счётной палатой, состоит в том, чтобы отчёт об исполнении бюджета за предыдущий год рассматривался до 1 октября, то есть до внесения проекта бюджета в Государственную Думу.

- И когда же состоится первое чтение законопроекта о бюджете в этом году?

- Подготовлен ориентировочный график работы над новым бюджетным документом. Первое чтение намечено на 20 октября. Второе планируется -17 октября. Третье- 24-го октября. В ноябре мы должны завершить принятие бюджета на 2011 и плановый период 2012-2013.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться