Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 22 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/606
Письмо Минфина РФ от 22 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/606
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/606
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета купонного дохода по облигациям, размер которого определяется по формуле по окончании купонного периода, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Процентный доход может быть установлен в виде фиксированной величины (ставки), определенной долговым обязательством, или в виде переменной величины (ставки), рассчитываемой по формуле в зависимости от изменения курсов валют, процентных ставок и (или) индексов цен и др.
По мнению Департамента, доход в виде процентов является заранее заявленным (установленным), если в соответствии с условиями долгового обязательства может быть рассчитан размер приходящегося к получению (начисленного) дохода на определенную дату.
Порядок налогового учета расходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли организаций установлен ст. ст. 265 и 269 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. ст. 269 и 291 Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
Пунктом 1 ст. 328 Кодекса установлено, что в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 Кодекса.
При определении порядка налогообложения процентов по облигациям, купонный доход по которым установлен в виде переменной ставки, необходимо учитывать следующее.
Отражение в налоговом учете расходов по долговым обязательствам с переменной процентной ставкой осуществляется в общем порядке, установленном ст. ст. 269, 272 и 328 Кодекса.
Пунктом 8 ст. 272 Кодекса определено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
Учитывая изложенное, расходы, начисленные по долговым обязательствам с переменной процентной ставкой (рассчитываемой в зависимости от установленных условиями долгового обязательства показателей), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, подлежат отражению для целей налогообложения на конец соответствующего отчетного периода с учетом положений, установленных ст. 269 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.09.2009
Комментарии