
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 7 июня 2008 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 7 июня 2008 г. N 03-08-05
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2008 г. N 03-08-05
В связи с обращением относительно налогообложения процентов, выплаченных швейцарскому банку за предоставление отсрочки возмещения расходов по аккредитиву, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Как следует из обращения, белорусское предприятие заключило договор об открытии аккредитива с российским банком (далее - банк-эмитент), а швейцарский банк (далее - исполняющий банк) подтвердил данный аккредитив и произвел оплату по аккредитиву приобретений, совершенных белорусским предприятием. В качестве расходов банк-эмитент предъявляет белорусскому предприятию в том числе суммы, выставленные исполняющим банком, а именно возмещение расходов по аккредитиву и проценты за предоставление отсрочки возмещения расходов по аккредитиву. Данные средства перечисляются белорусским предприятием на счет банка-эмитента с целью их последующего перечисления в полном объеме исполняющему баку - резиденту Швейцарии.
Согласно п. 1 ст. 10 "Проценты" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
В то же время п. 2 ст. 10 "Проценты" Соглашения устанавливается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов.
Таким образом, для целей налогообложения и, соответственно, применения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами, определяющим фактором является наличие фактического права на доход.
В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, требование наличия фактического права на доход содержится в п. 2 ст. 10 "Проценты" Соглашения с целью уточнения значения выражения "выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве", используемого в п. 1 ст. 10 "Проценты" Соглашения. Таким образом, уточняется, что государство -источник дохода не должно предоставлять освобождение от налогообложения (или осуществлять налогообложение по пониженным ставкам) данного процентного дохода лишь на том основании, что доход был получен лицом с постоянным местопребыванием в государстве - партнере по Соглашению.
Термин "фактический получатель дохода" не должен трактоваться в узком, техническом смысле, его следует трактовать исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как "избежание двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов", и с учетом таких основных принципов договоров, как "предотвращение злоупотребления положениями договора" и "преобладание сущности над формой".
Организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно при условии заключения гражданско-правового договора. Кроме этого, для признания лица в качестве фактического получателя дохода данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, быть лицом, определяющим дальнейшую "экономическую судьбу" полученного дохода.
Следует отметить, что освобождение от налогообложения или налогообложение по пониженным ставкам процентного дохода в стране источника дохода не предоставляется, если между фактическим владельцем и плательщиком процентов имеется посредник, такой как агент или получатель по доверенности, за исключением, если фактический владелец является резидентом другого договаривающегося государства.
Таким образом, в соответствии с международной практикой заключения и применения договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов при налогообложении процентов, выплачиваемых белорусским предприятием швейцарскому банку - исполняющему банку за предоставление отсрочки возмещения расходов по аккредитиву, открытому в российском банке - эмитенте, положения российско-белорусского соглашения об избежании двойного налогообложения не применимы в силу отсутствия фактического права на данный процентный доход у российского банка - эмитента.
По нашему мнению, при налогообложении данного процентного дохода швейцарского исполняющего банка по аккредитиву следует руководствоваться положениями соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного Республикой Беларусь со Швейцарской Конфедерацией.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.06.2008
Комментарии