
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 3 октября 2008 г. N 03-05-06-03/36
Письмо Минфина РФ от 3 октября 2008 г. N 03-05-06-03/36
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2008 г. N 03-05-06-03/36
В связи с письмом по вопросу исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, состоящего из акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
На основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками (экспертами).
При этом согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.25 Кодекса оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) к объектам оценки относится совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе акции предприятия, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью).
На основании ст. 8 Федерального закона N 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе и для целей налогообложения.
Также ст. 7 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что в случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Учитывая изложенные нормы ст. 333.25 Кодекса, Федерального закона N 135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги (акции), паи и доли в участия в хозяйственных обществах и кооперативах, нотариусу необходимо представить документы с указанием рыночной стоимости ценных бумаг (акций), паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах, определенной специалистом-оценщиком (экспертом).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.10.2008
Комментарии
Юридически невежественный вывод. Наследование -один из видов универсального правопреемства, особый случай перемены лиц в обязательствах без совершения сделки. (нет воли субъекта, предусмотренной ст.153 ГК РФ). Номинальная стоимость акции (доли) известна всегда. Её и достаточно наотариусу для выдачи свидетельства. А без свидетельства наследник не будет зарегистрирован у официального регистратора АО, не будет допущен на собрание участников ООО (сдедовательно, не подлежит указанию в решении об изменении состава участников и в списке участников в ИФНС). Без получения статуса зарегистрированного акционера (участника) наследник не может выйти из ООО (т.е нет оснований расчета действительной доли) совершить сделки с долей или акциями. Соответственно, ни ЗАО, ни ООО не обязаны и не дадут никаких документов оценщику для проведения оценки. Здесь нет никакого спора по налогам.
Наследнику передается доля уставного капитала общества, принадлежащая умершему. Номинальная стоимость доли определена в уставных документах. Следовательно для нотариуса достаточно уставных документов и совершенно не требуется оценка общества и его бизнеса. Наследнику нет необходимости тратить бешеные деньги за оценку общества. Само же общество заставить сделать оценку и вовсе неприемлемо.