Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Очередной законопроект о прогрессивной ставке НДФЛ

13.01.2010 

Внесен депутатами Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
С.Н.Решульским, И.И.Мельниковым,
В.А.Купцовым и В.С.Романовым

Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в главу 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; №23, ст.2289; № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 1, ст. 2; №21, ст.1958; 2004, № 34, ст. 3527; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, №21, ст.2462; №31, 4013) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 210 слова «предусмотрена налоговая ставка, установленная» заменить словами «предусмотрены налоговые ставки, установленные»;
2) пункт 1 статьи 224 изложить в следующей редакции:
«1.Если иное не предусмотрено настоящей статьей, применяются следующие налоговые ставки:
Размер дохода физического лица Налоговая ставка
До 52 000 рублей 10 процентов

От 52 001 рубля до 600 000 рублей
5 200 рублей + 13 процентов с суммы, превышающей 52 000 рублей

От 600 001 рубля до 1 400 000 рублей

76 440 рублей + 15 процентов % с суммы, превышающей 600 000 рублей

От 1 400 001 рубля до 1 800 000 рублей

196 440 рублей + 18 процентов с суммы, превышающей 1 400 000 рублей

Свыше 1 800 001 рубля 268 440 рублей + 20 процентов с суммы, превышающей 1 800 000 рублей

3) в абзаце первом пункта 1 статьи 225 слова «налоговой ставке, установленной» заменить словами «налоговым ставкам, установленным»;
4) в абзаце первом пункта 3 статьи 226 слова «применяется налоговая ставка, установленная» заменить словами «применяются налоговые ставки, установленные»;
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации Д.А.Медведев

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2001 года Налоговым кодексом Российской Федерации была введена в действие новая норма, установившая единую ставку налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процентов от налогооблагаемой базы.
До введения этой нормы в Налоговом кодексе Российской Федерации действовала прогрессивная шкала ставки этого налога с учетом размеров дохода физического лица.
Предлагаемые изменения в главе 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации направлены на введение прогрессивной шкалы налога с доходов физических лиц (далее НДФЛ) в зависимости от величины их доходов для восстановления принципа справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения налога между гражданами.
В соответствии с таблицей прогрессивной шкалы ставки НДФЛ, указанной в законопроекте, предлагается установить следующие ставки НДФЛ при наличии заработной платы и других доходов физических лиц:
на уровне минимального размера оплаты труда и менее ( 4330 рублей в месяц, 52 тысячи рублей в год) - 10 процентов от налогооблагаемой базы, то есть ниже на 3 процента ныне действующей ставки;
от 52 001 рубля 600 000 рублей в год -сохранить в размере 13 процентов;
от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей – 15 процентов;
от 1400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год - 18 процентов;
свыше 1800 001 рубля - 20 процентов с налогооблагаемой базы.
Необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом ставки НДФЛ намного ниже ставок налога и уровней доходов, с которых уплачивался этот налог до 2001 года. Тогда при доходах свыше 50 001 рубля применялась ставка в размере 20 процентов, а при доходах свыше 150 001 рубля - 30 процентов.
Законопроект подготовлен с учетом того, что за 8 лет действия плоской шкалы ставки налога с доходов физических лиц экономика России постепенно вышла на уровень, позволяющий вводить небольшое повышение ставок НДФЛ с доходов лиц, получающих свыше 600 тысяч рублей в год, а также в связи с финансово-экономическим кризисом поддержать работающих граждан, имеющий месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже.
При подготовке законопроекта по введению прогрессивного налога на доходы были учтены замечания Правительства Российской Федерации, членов Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и депутатов Государственной Думы, которые были высказаны ими при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы аналогичных законопроектов в 2006 и 2007 годах, в которых предлагалось увеличение максимальной ставки НДФЛ до 30-40 процентов.
Прежняя ставка налога 13 процентов сохраняется в отношении подавляющего большинства работающих граждан, а их свыше 76 процентов от общей численности экономически активного населения, занятого в экономике страны.
В соответствии со статистическим данными, скорректированными на коэффициент 1,25 ( коэффициент роста средней заработной платы по стране в 2008 году по сравнению с 2007 годом) численность работников организаций по размерам заработной платы (доходов), начисленным в 2008 году распределяется следующим образом:
по заработной плате на уровне минимального размера оплаты труда ( до 4 330 рублей включительно или 52 000 в год рублей) – 14,25 процента от общей численности работающих в экономике;
в диапазоне от 52 001 рублей до 600 000 рублей в год, - 82,75 процента;
в диапазоне от 600 001 рублей до 1 500 000 рублей в год – 2,4 процента;
в диапазоне от 1500 001 рублей до 1 800 000 рублей в год- 0,35 процента;
в диапазоне свыше 1 800 001 рублей в год – 0,25 процента.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ не вызовет дополнительных очередей для сдачи налоговых деклараций в налоговые службы, так как Налоговым кодексом РФ обязанность представления этих деклараций возложена на налогоплательщиков (работодателей) или на налоговых агентов в бумажной

или в электронной форме (при списочной численности работников свыше 100 человек). Физические лица будут представлять налоговые декларации по налогу с доходов в прежнем порядке с учетом изменений в расчете НДФЛ, вносимых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Естественно, при принятии предлагаемого проекта закона потребуется внесение изменений в нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления НДФЛ, а также внесение изменений в программное обеспечение, применяемое налоговыми службами при учете налогов с доходов физических лиц.
Опыт администрирования налога на доходы физических лиц у налоговых служб имеется, так как данный налог уплачивался до 2001 года, и максимальная шкала налога с доходов физических лиц тогда составляла 30%.
Опасения, что введение прогрессивной шкалы ставки НДФЛ повлияет на уход в тень выплаты заработков в высокодоходных сферах (финансово-банковской, добычи и переработки нефти и газа, энергетики, торговли и т.д.) излишни, так как:
- в настоящее время в налоговой системе сформированы электронные базы данных по учету поступления НДФЛ в федеральный бюджет на всех налогоплательщиков, и уровень контроля в налоговых службах намного выше, чем было до 2001 года;
- в случае уклонения работодателей –налогоплательщиков и налоговых агентов от уплаты НДФЛ в полном размере за своих работников к ним будут применяться нормы статей 198-199 УК РФ;
- государственная регистрация налогоплательщиков производится в налоговых службах, а не в регистрационных органах субъектов Российской Федерации, как это было ранее. Контроль за каждым налогоплательщиком намного усилился, и уйти в тень от уплаты налогов, как это было до 2001 года, в настоящее время не так просто и чревато последствиями;
- есть общий принцип социальной ответственности бизнеса, особенно крупного, который всячески поддерживается и приветствуется бизнес- сообществом, властью и населением. Рисковать имиджем и свободой представителям крупного и среднего бизнеса при том, что повышение ставки НДФЛ на 2-7 процентов, нет никакого резона. Тем более, что предлагаемые ставки НДФЛ намного ниже максимальных ставок налогов с доходов, установленных в большинстве развитых стран, где они составляют в среднем от 40 до 70 процентов.
Крупный бизнес из России, после введения прогрессивной шкалы НДФЛ, никуда не уйдет, так как предлагаемая максимальная ставка налога - 20 процентов все равно остается одной из самых низких в странах Европы и Северной Америки. Увеличение налога с доходов физических лиц не приведет к существенному увеличению себестоимости отечественных товаров и услуг и снижению их конкурентоспособности, так как доля труда в цене товара в высокоразвитых странах доходит до 75 процентов, а в России – всего до 35-35 процентов, и то в самых развитых отраслях экономики.
Предлагаемые в данном законопроекте ставки НДФЛ направлены на частичное выравнивание доходов населения, так как фактическая дифференциация по доходам различных групп населения весьма высока и разница в доходах между децильными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами по различным оценкам достигает 25 и более раз.
Применение прогрессивной шкалы НДФЛ, в случае принятия закона, безусловно позволит увеличить поступление объемов этого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и активно решать экономические и социальные задачи, отнесенные к их полномочиям, что особенно важно в нынешний кризисный период.








Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок