Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

26.08.2009 

проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от _______________ № ___________

Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г.
№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3609) Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10,
ст. 1241).

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ___________ № _____

М Е Т О Д И К А

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

I. Общие положения

1. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Данной методикой руководствуются институты гражданского общества и граждане при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

2. В настоящей методике определяются правила выявления и устранения при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

3. Основными принципами проведения антикоррупционной экспертизы являются:

а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

б) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы;

г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу;

д) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы.

II. Основные правила

проведения антикоррупционной экспертизы

4. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта и излагать результаты антикоррупционной экспертизы единообразно.

5. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется:

а) требование прокурора об изменении нормативного правового акта;

б) обращение прокурора в суд;

в) заключение Министерства юстиции Российской Федерации;

г) заключение федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа и организации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и их должностных лиц.

6. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) составляется заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

7. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта, в обращении прокурора в суд и в заключениях должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы с указанием структурных единиц нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), в котором выявлен коррупциогенный фактор (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).

8. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключениях должны быть также указаны способы устранения выявленных коррупциогенных факторов (исключение некоторых положений из нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, дополнение нормативного правового акта или проекта нормативного акта соответствующими изменениями, изложение нормы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта в новой редакции, разработка и принятие нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенный фактор).

III. Коррупциогенные факторы

9. Коррупциогенными факторами являются:

а) положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

б) положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

10. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.

11. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, выражаются в:

а) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

г) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага).

-----------------------------------------------------

Замечания и предложения направлять на адрес электронной почты: korneev_aa@minjust.ru

Разместить:
Андрей
26 августа 2009 г. в 20:41

Призываю провести антикоррупционную экспертизу проекта данного документа по действующей методике!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок