
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений НК РФ РФ
О внесении изменений НК РФ РФ
Проект № 215147-5
внесен депутатами Государственной Думы
Левичевым Н.В., Осиповым В.К., Черешневым В.А.,
членом Совета Федерации Чеченовым Х.Д.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства»
Статья 1
Статью 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 39) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
5) создания благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027; 2003, № 1, ст. 2, 5, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520, 3524; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3112, 3128, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3436, 3443; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 39) следующие изменения:
1) в статье 149:
пункт 2 дополнить подпунктом 27 следующего содержания:
27) товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2) в статье 251 пункт 1 дополнить подпунктом 37 следующего содержания:
37) в виде сумм доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученных субъектами малого и среднего предпринимательства от использования в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) с даты начала их использования в пределах срока действия исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3) статью 270 дополнить подпунктом 50 следующего содержания:
50) в виде сумм, направленных субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, непосредственно на проведение и развитие научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
Указанная норма распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства в объеме выручки которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов.
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства»
Важным условием выхода из финансово-экономического кризиса, решения проблем занятости населения и обеспечения устойчивого роста инновационной экономики является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.
В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. На базе малых и средних предприятий крупные компании осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного освоения которой, она поступает в серийное производство. Малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.
В Российской Федерации малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне. По экспертным оценкам удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме отгруженной продукции малыми и средними предприятиями составляет 0,7%. А удельный вес инновационной продукции, произведенной малыми и средними предприятиями на основе использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в общем объеме отгруженной инновационной продукции малыми и средними предприятиями составляет менее 1,7% от вышеназванной цифры.
Как показывает зарубежный опыт, непременным условием успешного развития малого инновационного предпринимательства является его государственная поддержка, включающая, прежде всего, предоставление налоговых льгот.
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий, предусмотренных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ. В законопроекте установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость для стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве, а также выполняющим научные исследования и разработки.
В законопроекте предусмотрены следующие льготы:
- освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет;
- освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов малого и среднего предпринимательства в виде сумм доходов от реализации (товаров, работ, услуг), полученных ими от использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве с даты начала их использования, в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет;
- в состав доходов, не учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль не учитываются суммы, направленные субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, непосредственно на проведение и развитие научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ.
В предлагаемом законопроекте налоговые льготы стимулируют процесс внедрения результатов НИОКР в хозяйственную практику, производство и реализацию конечной инновационной продукции субъектами малого и среднего предпринимательства. Законопроект дополняет льготы, предусмотренные статьей 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, создает условия для стимулирования инновационного процесса в целом. Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации неоднократно подчеркивали необходимость построения целостной инновационной системы, а не набора не связанных друг с другом ее элементов.
Предлагаемый законопроект не противоречит Налоговому Кодексу Российской Федерации в части признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно статьи 56 Налогового Кодекса Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрено предоставление льгот по налогам и сборам, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Применение предложенного в законопроекте порядка налогообложения не усложнит учет доходов и расходов при реализации товаров с применением результатов интеллектуальной деятельности, поскольку он касается только субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, осуществляющих производство товаров (работ, услуг) на основе использования четко определенных в части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, ноу-хау). Это позволит вести раздельный налоговый и бухгалтерский учет по доходам и расходам от осуществления инновационной деятельности.
Законопроект экономически эффективен. Годовой размер недополученных налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 71,2 млн. рублей (в ценах 2009 года), в том числе в федеральный бюджет – 65,4 млн. рублей. Выпадающие доходы субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций в размере 5,8 млн. рублей могут быть компенсированы за счет субвенций из федерального бюджета. Прирост доходной части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей в результате увеличения ими объемов выпуска инновационной продукции уже через год может составить около 500,0 млн. рублей.
Кроме того, налоговые льготы наступают не сразу после принятия закона, а только после того, как малые и средние предприятия освоят результаты интеллектуальной деятельности и наладят промышленное производство инновационной продукции.
Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать росту их инновационной активности, увеличению экспорта от реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли России на мировом рынке наукоемкой продукции определенной Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года 5-10% (сейчас она равна 0,3%), а также к созданию новых рабочих мест, снижению социальной напряженности в обществе.
Комментарии