Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / 1-ое чтение / О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Ответственность за неуплату страховых взносов

21.01.2010 



Вносится депутатами Государственной
Думы Ивановым С.В., Напсо Ю.А., Тепляковым Е.Н.


Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


(по вопросу установления административной ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации)



Статья 1


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст.ст. 4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст.ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст.ст. 4434, 4440, № 50, ст.ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст.ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст.ст. 762, 763; № 13, ст.ст. 1077, 1079; № 17, ст. 1484; № 19, ст. 1752; № 25, ст. 2431; № 27, ст.ст. 2719, 2721; № 30, ст.ст. 3104, 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247; № 52, ст.ст. 5574, 5596; 2007, № 1, ст.ст. 21, 25, 29, 33; № 7, ст. 840; № 15, ст. 1743; № 16, ст.ст. 1824, 1825; № 17, ст. 1930; № 20, ст. 2367; № 21, ст. 2456; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст.ст. 4001, 4007; 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 49, ст.ст. 6034, 6065; № 49, ст. 6246; № 50, ст. 6246;) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.81 следующего содержания:
«Статья 5.271. Неисполнение страхователем обязанности
уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации

1. Неуплата или неполная уплата страхователем сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, если эти действия совершены не при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Повторное нарушение в течение года страхователем действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысячи рублей; на юридических лиц - от десяти до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;
2) в части 1 статьи 23.1 цифры «15.3 – 15.12» заменить цифрами «15.3 – 15.8, 15.81, 15.9 – 15.12»:
3) в части 1 статьи 23.7 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «15.81,;
4) в подпункте 11 части 2 статьи 28.3 после слова «предусмотренных» дополнить словами «статьей 15.81,».

Статья 2

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(по вопросу установления административной ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации)


Анализ обращений граждан показывает, что наиболее многочисленной категорией нарушений прав работников и служащих являются нарушения, связанные с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В массовом порядке работодатели не выполняют предусмотренную действующим законодательством обязанность своевременно и в полном объеме перечислять за работника пенсионные страховые платежи. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказываются засчитывать периоды работы гражданина в стаж для начисления пенсии, в течение которых работодателем не перечислялись за него страховые платежи. В результате чего работники утрачивают право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.
Согласно статьям 6 и 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что страхователи (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию) обязаны уплачивать страховые взносы. Однако персональная ответственность за нарушение требований законодательства о перечислении пенсионных страховых взносов не предусмотрена. Таким образом, в случае выявления в организациях нарушений пенсионных прав граждан к ответственности привлекается юридическое лицо (пункты 2 и 3 статьи 27), но не должностные лица. Не предусмотрена ответственность и при повторном нарушении неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) неоднократно ссылался на положения закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которым в страховой стаж включались только те периоды работы, взносы за которые поступают в ПФР.
Конституционный Суд РФ принял решение о том, что размер пенсий не должен зависеть от того, получил Пенсионный фонд России страховые взносы от работодателя или нет. Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", который устанавливает, что "В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", был признан частично неконституционными. Частично, потому что, как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации, спорная норма, содержащаяся в пункте 1 статьи 10 все-таки "закрепляет безусловную обязанность всех работодателей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые (пенсионные) взносы".
Председатель правления ПФР сообщил, что ПФР ежегодно подает порядка 700 тысяч исков в суд по неуплате страховых взносов в ПФР, при этом в 99 случаях ПФР выигрывает дело в суде.
Однако число неплательщиков не уменьшается. В среднем ежегодная задолженность по страховым взносам составляет более 50 миллиардов рублей.
Законодательно, установив механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по существу зависят от исполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и самого ПФР по контролю за исполнением указанной обязанности со стороны работодателя, не предусмотрено в рамках этого механизма достаточных гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=34&id=12390344 - 6 #6 неуплаты работодателем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме.
В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым граждане безосновательно лишаются части своей трудовой пенсии, чем нарушаются их пенсионные права.
Невыполнение работодателем указанных требований образует не только состав уже установленного административного правонарушения (непредставление сведений, представление которых установлено законом), но может образовать и состав уголовно наказуемого деяния (неуплатаhttp://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=39&id=12679428 - 2#2 налогов).
С 2010 года начнут действовать новые правила исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В соответствии со статьей 3 «Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов» Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности.
В настоящее время администрированием единого социального налога и пенсионных взносов занимается Федеральная налоговая служба России: служба контролирует исчисление и уплату, а также представление налоговой отчетности.
С 2010 г. ПФР и ФСС России получают практически те же права в отношении плательщиков страховых взносов, которые имеют налоговые органы при проведении налогового контроля.
В статье 14 "Права, обязанности и ответственность страхователей" Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» об ответственности страхователей не указано. Особенно это заметно при сопоставлении со статьями 13 и 15, в которых есть положения, касающиеся ответственности страховщика и застрахованных лиц. В статье 15 застрахованным лицам предоставлено право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет ПФР.
Целью законопроекта является установление административной ответственности на неисполнением страховщиками обязанности уплачивать страховые взносы в ПФР. КоАП дополнен новой статьей 15.81 «Неисполнение страхователем обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации», которая состоит из двух частей. В первой части предусматривается административное наказание за неуплату или неполную уплату страхователем сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, если эти действия совершены не при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых в виде административного штрафа на должностных лиц с 500 до 1000 рублей и на юридических лиц от 5000 до 10000 рублей.
Во второй части предусматривается административное наказание на повторное правонарушение в течение года. При этом административный штраф на должностных лиц увеличивается до 5000 рублей, на юридических лиц до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок