Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.05.2020 г. № 03-08-05/42565

Письмо Минфина России от 22.05.2020 г. № 03-08-05/42565

Вопрос: О применении пониженной ставки НДФЛ при выплате дивидендов резиденту Республики Кипр, если на момент осуществления инвестиций в капитал российской организации физлицо являлось резидентом РФ.

09.06.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22.05.2020 г. № 03-08-05/42565

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 13.03.2020 по вопросу применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение) и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения установлено, что дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако согласно пункту 2 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму, эквивалентную не менее 100 000 евро;

b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

При этом отмечаем, что между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Республики Кипр как компетентными органами в смысле применения Соглашения достигнуто общее понимание в отношении подпункта "a" пункта 2 статьи 10 Соглашения, касающегося минимальной доли участия в капитале для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Понятие "прямое вложение" в капитал компании, выплачивающей дивиденды, подразумевает как приобретение ее акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупку акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца. При этом критерий "100 000 евро" применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями.

Таким образом, понятие "прямо вложило" указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром.

Размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной при приобретении акций или других прав на участие в прибыли с соблюдением принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки, и не подлежит ежегодному перерасчету на дату выплаты дивидендов.

Принимая во внимание вышеизложенное, пониженная ставка в размере 5%, установленная подпунктом "a" пункта 2 статьи 10 Соглашения, применяется только при выполнении условий данного подпункта, а именно в случае, когда непосредственно само лицо, имеющее фактическое право на дивиденды (бенефициар), осуществило дающее право на дивиденды прямое вложение в капитал компании, выплачивающей дивиденды, в сумме, эквивалентной не менее 100 000 евро. Во всех остальных случаях при наличии фактического права на дивиденды налогообложение данного вида дохода осуществляется в Российской Федерации по ставке налога в размере 10%.

Порядок определения стоимости имущества, получаемого российской организацией в виде взноса в уставный капитал, установлен пунктом 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Учитывая изложенное, имущество (имущественное право), внесенное акционером - физическим лицом в уставный капитал общества, может быть принято к налоговому учету по стоимости, определенной как документально подтвержденные расходы на приобретение данного имущества (имущественного права), при условии, что указанная стоимость не превышает рыночную оценку, подтвержденную независимым оценщиком, и такая стоимость может применяться при определении объема "прямого вложения в капитал компании" для целей применения Соглашения.

В отношении критериев признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося государства, установленных Соглашением, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося там капитала.

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Иных критериев признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.1 и 3 статьи 207 Кодекса) Кодексом не установлено. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Критерии признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося Государства, установленные в пункте 2 статьи 4 Соглашения, применяются только для целей самого Соглашения в случаях, если в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи Соглашения физическое лицо исходя из законодательства каждого из Договаривающихся Государств будет одновременно являться резидентом как Российской Федерации, так и Республики Кипр.

При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 29 Соглашения в редакции Протокола к Соглашению от 07.10.2010 считается, что резидент Договаривающегося Государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные настоящим Соглашением в отношении доходов, полученных из другого Договаривающегося Государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих Договаривающихся Государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с настоящим Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.

Одновременно при применении положений Соглашения в качестве одного из средств толкования могут рассматриваться Комментарии к Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал.

Так, согласно пункту 61 Комментариев к статье 1 Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал преимущества конвенции об избежании двойного налогообложения не должны предоставляться в тех случаях, если главной (основной) целью заключения определенных сделок или соглашений является обеспечение более выгодного налогового статуса и при этом получение такого благоприятного статуса в этих условиях противоречит целям и задачам соответствующих положений. Данный принцип применяется независимо от принципа основной цели, который лишь подтверждает данный принцип.

Таким образом, принимая во внимание, что физическое лицо на момент выплаты дивидендов имеет статус налогового резидента Республики Кипр, в то время как на момент осуществления инвестиций в капитал российской компании указанное лицо являлось российским налоговым резидентом, факт изменения статуса налогового резидентства лица, имеющего фактическое право на дивиденды, позволяет применять установленную подпунктом "a" пункта 2 статьи 10 Соглашения 5% ставку налога в отношении дивидендов, выплачиваемых российской организацией, только при соблюдении условий подпункта "a" пункта 2 статьи 10 Соглашения и при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, а также при отсутствии факта злоупотребления положениями Соглашения.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, в порядке, предусмотренном Кодексом.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А.КУЗЬМИНА

22.05.2020

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок