
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 27.08.2020 г. № 03-11-11/75630
Письмо Минфина России от 27.08.2020 г. № 03-11-11/75630
Вопрос: О выборе налоговых режимов, преференциях при применении специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, а также о применении НПД.
24.05.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27.08.2020 г. № 03-11-11/75630
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 27 июля 2020 года и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 14 сентября 2018 года N 194н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
В соответствии с Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, исходя из положений Регламента Минфин России не рассматривает обращения, относящиеся к вопросам правоприменительной практики.
В то же время в рамках своей компетенции считаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги обеспечивают финансовую основу деятельности государства и являются необходимым условием его существования.
Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН), упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), патентная система налогообложения (далее - ПСН) (главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса). Также физические лица и индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату налога на профессиональный доход (далее - НПД).
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
На основании пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346.20 Кодекса).
В части применения ЕНВД в соответствии со статьей 346.31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату данного специального налогового режима, установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (пункты 7 и 8 статьи 346.43 Кодекса).
Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима - НПД.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 422-ФЗ налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом N 422-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 Закона N 422-ФЗ установлено, что применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4% - в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6% - в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей.
При применении НПД физическое лицо - налогоплательщик освобождается от обязанности представлять отчетность, применять контрольно-кассовую технику, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Одновременно благодарим за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и отмечаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан и организаций, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
27.08.2020
Комментарии