
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 19.01.2021 г. № СД-4-3/383@
Письмо ФНС России от 19.01.2021 г. № СД-4-3/383@
Вопрос: В соответствии со ст. ст. 309, 310 НК РФ Банком в сентябре 2020 г. в качестве налогового агента был исчислен, удержан и перечислен в федеральный бюджет РФ налог с процентного дохода по депозитному договору, заключенному с иностранной организацией (адрес местонахождения - Британские Виргинские острова) (далее - Компания). После даты выплаты дохода Компания представила в Банк Уведомление о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе в качестве налогового резидента РФ, выданное налоговым органом 25.06.2019 (далее - Уведомление), с просьбой вернуть ранее уплаченную Банком сумму налога, так как Компания была признана налоговым резидентом РФ до даты выплаты ей дохода.
Пунктом 5 ст. 246 НК РФ установлено, что иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, приравниваются в целях гл. 25 НК РФ к российским организациям. При этом согласно п. 8 ст. 246.2 НК РФ иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом РФ, вправе отказаться от статуса налогового резидента РФ на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ.
В отношении иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, не применяются положения ст. 307 НК РФ, регулирующей налогообложение иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ (Письмо ФНС России от 14.03.2019 N СД-4-3/4503@).
Учитывая, что НК РФ не регламентирует порядок возврата налоговым агентом налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, какой порядок возврата из бюджета налога на прибыль, уплаченного налоговым агентом с доходов, выплаченных иностранной организации, признанной налоговым резидентом РФ?
Является ли факт представления Компанией Уведомления, датированного до даты выплаты ей дохода, достаточным основанием для подачи Банком заявления на возврат из федерального бюджета РФ ранее уплаченного налога в соответствии с порядком, установленным ст. 78 НК РФ, требуется ли нотариальное заверение копии указанного Уведомления при его представлении в Банк?
Каким образом налоговый агент может подтвердить актуальность статуса иностранной организации в качестве налогового резидента РФ на дату выплаты ей дохода?
15.02.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19.01.2021 г. № СД-4-3/383@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО (далее - Организация) от 11.12.2020 по вопросу возврата сумм излишне удержанного налога и сообщает следующее.
Как следует из обращения Организации, в сентябре 2020 года Организацией как налоговым агентом в соответствии со статьями 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) был исчислен, удержан и перечислен в федеральный бюджет налог с процентного дохода по депозитному договору, заключенному с иностранной организацией, расположенной на Британских Виргинских островах (далее - Компания). После даты выплаты дохода Компания представила в Организацию уведомление о постановке Компании на учет в налоговом органе в качестве налогового резидента Российской Федерации (далее - Уведомление), выданное налоговым органом 25.06.2019.
В соответствии с пунктом 5 статьи 246 Кодекса в целях главы 25 Кодекса иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 Кодекса, приравниваются к российским организациям.
Учитывая изложенное, в случае если иностранная организация признана налоговым резидентом Российской Федерации, то в соответствии с главой 25 Кодекса такая иностранная организация является налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций и исчисляет налог в порядке, установленном Кодексом для российских организаций.
Удержание налоговым агентом суммы налога при выплате российской организации дохода в виде процентов по вкладам (депозитам) главой 25 Кодекса не предусмотрено.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации сумма налога, удержанная Организацией при выплате Компании указанного дохода, является излишне удержанной.
Как следует из обращения, на момент выплаты указанного дохода Организация не имела информации о факте признания Компании налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем исполнила обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога на прибыль организаций, предусмотренные статьями 309, 310 Кодекса для выплат доходов иностранным организациям.
Соответствующая информация отражена Организацией в налоговом расчете о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), представленном Организацией в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 310 Кодекса.
Пункт 6 статьи 81 Кодекса предусматривает, что при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Организации как налоговому агенту, излишне удержавшему налог, следует представить в налоговый орган уточненный Налоговый расчет за отчетный период, в котором было произведено излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Порядок возврата налоговому агенту излишне уплаченных (излишне перечисленных) сумм налогов в бюджетную систему Российской Федерации регулируется статьей 78 Кодекса.
Согласно положениям пунктов 6, 7, 14 статьи 78 Кодекса возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций производится налоговым органом по письменному заявлению налогового агента, поданному в налоговый орган по месту учета в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Отношения между налогоплательщиком - российской организацией и налоговым агентом, связанные с возвратом последним излишне удержанной суммы налога на прибыль организаций, Кодекс не регулирует. Указанные отношения являются предметом ведения гражданского законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 246.2 Кодекса установлено, что для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 статьи 83 Кодекса указанное заявление является основанием для постановки на учет в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Кодекса предусмотрено право Министерства финансов Российской Федерации определять особенности учета в налоговых органах иностранных организаций.
В соответствии с абзацем вторым пункта 36 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2018 N 293н, при постановке на учет в налоговом органе иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, в качестве налогового резидента Российской Федерации налоговый орган обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.
Как следует из обращения, Уведомление, представленное Компанией в Организацию, выдано налоговым органом 25.06.2019. В указанном периоде действовала форма уведомления о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе (форма 11УП-Учет, код по КНД 1121055), утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ "Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах".
Таким образом, если Уведомление, представленное Компанией в Организацию, составлено по указанной форме, то такое Уведомление является для Организации достаточным основанием считать Компанию налоговым резидентом Российской Федерации.
В случае необходимости актуальность статуса иностранной организации как налогового резидента Российской Федерации на дату выплаты в ее адрес дохода может быть проверена налоговым агентом путем направления соответствующего запроса в налоговый орган по месту учета иностранной организации, указанный в Уведомлении, с приложением копии Уведомления.
Касательно необходимости нотариального удостоверения копии Уведомления, представляемого налогоплательщиком налоговому агенту, ФНС России обращает внимание, что, как указано выше, отношения по возврату налоговым агентом налогоплательщику - российской организации излишне удержанной суммы налога на прибыль организаций Кодекс не регулирует. Указанные отношения являются предметом ведения гражданского законодательства Российской Федерации.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
19.01.2021
Комментарии