
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 04.02.2021 г. № СД-4-3/1257@
Письмо ФНС России от 04.02.2021 г. № СД-4-3/1257@
Вопрос: Между ПАО и НПФ заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения (Договор) в отношении работников ПАО (далее - Старая пенсионная программа). В соответствии с условиями Договора ПАО перечисляет взносы на солидарный пенсионный счет, при этом выплата пенсий работникам производится в течение срока не менее трех лет. Данные взносы не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций, так как не соответствуют положениям п. 16 ст. 255 НК РФ.
В связи с реорганизацией НПФ между ПАО и НПФ заключен новый договор, в соответствии с которым взносы перечисляются на именные пенсионные счета работников, а выплата пенсий производится в течение срока не менее пяти лет (далее - Новая пенсионная программа). Данные взносы учитываются при исчислении налога на прибыль организаций, как соответствующие положениям п. 16 ст. 255 НК РФ.
Взносы, уплаченные ПАО по Старой пенсионной программе, в отношении работников, которые переводятся на Новую пенсионную программу, подлежат переводу на индивидуальные счета работников, открытые по Новой пенсионной программе. Для этих целей планируется вернуть денежные средства в части Старой пенсионной программы и перечислить их заново по Новой пенсионной программе. Наряду с этим рассматривается упрощенный порядок, согласно которому НПФ переведет средства с солидарного счета Старой пенсионной программы на индивидуальные счета работников по Новой пенсионной программе без возврата денежных средств ПАО.
В соответствии с позицией ПАО взносы, зачисляемые на Новую пенсионную программу со Старой пенсионной программы, могут учитываться при исчислении налога на прибыль организаций в размере, не превышающем 12% от фонда оплаты труда за текущий налоговый период, как соответствующие положениям п. 16 ст. 255 и п. 6 ст. 272 НК РФ. При этом данное право не зависит от того, возвращаются ли НПФ деньги ПАО или зачитываются внутри фонда.
Позиция ПАО основана на следующих аргументах. В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно.
Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по негосударственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату пенсионных взносов. Если по условиям договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Согласно разъяснениям Минфина России (Письмо Минфина России от 12.09.2008 N 03-03-06/1/528) расходы по негосударственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расходов на оплату труда в соответствии с п. 16 ст. 255 и п. 4 ст. 272 Кодекса в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника (участника). Данная позиция также подтверждается решениями высших судебных инстанций (Постановление Президиума ВАС от 30.10.2012 N 9061/12).
Таким образом, взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения признаются в расходах налогоплательщика в том периоде, когда были выполнены условия, установленные в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда в соответствующем налоговом периоде.
Верно ли, что ПАО вправе учесть в составе расходов на оплату труда в целях налога на прибыль пенсионные взносы при их перечислении на индивидуальные пенсионные счета работников, открытые по Новой пенсионной программе, путем перевода денежных средств с солидарного пенсионного счета на индивидуальные пенсионные счета как внутри НПФ, так и через возврат взносов на расчетный счет ПАО для их дальнейшего перечисления ПАО на именные счета работников?
09.02.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 04.02.2021 г. № СД-4-3/1257@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ПАО от 21.12.2020 по вопросу отражения в расходах по налогу на прибыль расходов по негосударственному пенсионному обеспечению в случае перевода пенсионных взносов с солидарных счетов на именные пенсионные счета работников, сообщает следующее.
На основании положений пункта 16 статьи 255 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
В случаях негосударственного пенсионного обеспечения указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно.
Вместе с тем совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Согласно положениям пункта 6 статьи 272 НК РФ расходы по негосударственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату пенсионных взносов. Если по условиям договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Одним из критериев для отнесения сумм платежей (взносов) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, является применение работодателем пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения - форма аналитического учета в фонде, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет).
Форма аналитического учета в отношении солидарного пенсионного счета предполагает отражение сумм пенсионных взносов в целом, без разделения по отдельным участникам-работникам до наступления оснований для осуществления выплат в их пользу.
Учитывая изложенное, в случае перераспределения (перечисления и (или) перевода) пенсионных взносов с солидарных счетов, открытых по Старой пенсионной программе, на именные счета работников, открытые по Новой пенсионной программе после реорганизации Негосударственного Пенсионного Фонда, в соответствии с условиями договора ПАО вправе учесть пенсионные взносы в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда, с учетом требований главы 25 НК РФ, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора денежные средства на оплату пенсионных взносов были перераспределены на именные счета работников. При этом указанные взносы должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
04.02.2021
Комментарии