
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 13.03.2020 г. № 03-11-11/19389
Письмо Минфина России от 13.03.2020 г. № 03-11-11/19389
Вопрос: О применении ПСН и ЕНВД при розничной торговле запчастями к транспортным средствам, а также утрате ИП, совмещающим ПСН и ЕНВД, права на применение ПСН и средней численности работников в целях ПСН.
10.04.2020Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13.03.2020 г. № 03-11-11/19389
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 13.01.2020 по вопросу совмещения патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и исходя из содержащихся в обращении вопросов сообщает следующее.
На основании пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ПСН устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Таким образом, налогоплательщик в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли запасными частями к транспортным средствам, осуществляемой через магазины или павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, в одном муниципальном образовании вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД, а в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли запасными частями к транспортным средствам, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, в другом муниципальном образовании - ПСН.
Также сообщается, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения (на УСН, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн рублей.
Исходя из этого индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно ПСН и систему налогообложения в виде ЕНВД, считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим по видам предпринимательской деятельности, по которым применялась ПСН, на иной режим налогообложения в случае, если с начала календарного года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, превысили 60 млн рублей в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ПСН.
Пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении ПСН индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Исходя из сложившейся судебной практики (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2016 N 306-КГ16-4814, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2016 N Ф06-4859/2015, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 N 11АП-13561/2015, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2015 по делу N А72-3380/2015) ограничение, предусмотренное пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, не может распространяться на иные режимы налогообложения, поскольку находится в главе, регулирующей исключительно ПСН.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
13.03.2020
Комментарии