Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 26.01.2019 г. № 03-01-15/102176
Письмо Минфина России от 26.01.2019 г. № 03-01-15/102176
Вопрос: О применении ККТ не имеющими работников ИП и получении ИП вычетов на покупку ККТ в целях ЕНВД и ПСН; об уплате страховых взносов ИП - пенсионерами, инвалидами.
23.01.2020Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26.01.2019 г. № 03-01-15/102176
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу применения контрольно-кассовой техники
Новый порядок применения контрольно-кассовой техники направлен на обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, что позволит, в частности, создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовой техники, сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств, а также повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, в том числе за счет возможности проверить легальность кассового чека дистанционным способом.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.
Вместе с тем пунктом 2.2 статьи 346.32 и пунктом 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, были предусмотрены налоговые вычеты на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии ее регистрации в налоговых органах с 01.02.2017 до 01.07.2019 (для отдельных категорий указанных налогоплательщиков - до 01.07.2018).
2. По вопросу об уплате страховых взносов
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений части 1 статьи 430 Кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Положениями главы 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, наличия инвалидности и вида осуществляемой деятельности.
Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости или инвалидности, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями - пенсионерами, инвалидами может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
26.12.2019
Комментарии