Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 26.01.2019 г. № 03-05-05-01/102068

Письмо Минфина России от 26.01.2019 г. № 03-05-05-01/102068

Вопрос: В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объекта основных средств по данным бухгалтерского учета. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, в том числе порядок постановки на бухгалтерский учет активов в качестве основных средств и формирования их остаточной стоимости, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Новый ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды (далее - ФСБУ 25/2018) будет обязательным к применению начиная с 1 января 2022 г. Также организации вправе применять его досрочно начиная с 1 января 2019 г.

В соответствии с правилами ФСБУ 25/2018 в случае классификации объекта учета аренды в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды арендодатель признает инвестицию в аренду в качестве актива на дату предоставления предмета аренды.

При этом арендатор признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде. Организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и др.).

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности права пользования активом и инвестиции в аренду (при неоперационной (финансовой) аренде), а именно: отражается ли право пользования активом в составе ОС и отражается ли инвестиция в аренду в составе ОС?

В случае отсутствия требования отражения одного из данных активов в составе ОС каков порядок определения налогоплательщика по налогу на имущество организаций для следующих ситуаций?

1. Устранение двойного налогообложения: арендатор недвижимого имущества начал досрочно применять правила ФСБУ 25/2018 и отражает право пользования активом в составе ОС для целей бухгалтерского учета, а арендодатель не применяет досрочно ФСБУ 25/2018 и продолжает отражать указанные объекты в составе ОС в соответствии с условиями договора.

2. Устранение двойного налогообложения: арендатор недвижимого имущества начал досрочно применять правила ФСБУ 25/2018 и отражает право пользования активом в составе ОС для целей бухгалтерского учета, и арендодатель, досрочно применив ФСБУ 25/2018, отражает инвестицию в аренду в составе ОС.

3. Избежание отсутствия налогообложения: арендодатель недвижимого имущества начал досрочно применять правила ФСБУ 25/2018 и прекратил отражение недвижимого имущества в составе ОС, а арендатор, досрочно применив ФСБУ 25/2018, не отражает право пользования активом в составе ОС.

4. Избежание отсутствия налогообложения: арендодатель недвижимого имущества начал досрочно применять правила ФСБУ 25/2018 и прекратил отражение недвижимого имущества в составе ОС, а арендатор не применяет досрочно ФСБУ 25/2018 и по условиям договора не учитывает данное недвижимое имущество на своем балансе.

Должны ли стороны самостоятельно договариваться о том, кто будет являться налогоплательщиком по налогу на имущество, с целью устранения двойного налогообложения/избежания отсутствия налогообложения и в какой форме может быть достигнута такая договоренность, либо данные ситуации будут дополнительно урегулированы на законодательном уровне?

23.01.2020Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26.01.2019 г. № 03-05-05-01/102068

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 04.12.2019 по вопросу уплаты налога на имущество организаций в отношении арендованного имущества и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

В соответствии со статьей 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

В силу вышеназванных норм Кодекса налогообложение имущества связано с принятием актива к бухгалтерскому учету на баланс в качестве основного средства в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Поэтому налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве основных средств, признается балансодержатель недвижимого имущества, если иное не предусмотрено Кодексом.

Требования к формированию в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухгалтерского учета при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества установлены приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", в соответствии с которым объект аренды арендатор учитывает в бухгалтерском учете в форме права пользования, в то время как у арендодателя учитывается объект основных средств.

Таким образом, актив в форме права пользования не является объектом основных средств, но в бухгалтерском балансе арендатора отражается в составе основных средств или в составе инвестиционного имущества. При этом объект аренды может быть одновременно отражен в составе основных средств в бухгалтерском балансе арендатора и арендодателя.

Если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке на балансе арендатора в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.

В случае отражения на счете бухгалтерского учета арендатора "Основные средства" информации о праве пользования на полученный по договору аренды объект, который был учтен арендодателем на балансе в составе основных средств в соответствии с условиями договора аренды и, следовательно, подлежал учету арендодателем при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, в целях исключения двойного налогообложения стоимость данного объекта в состав налоговой базы по налогу на имущество организаций арендатором не включается.

Одновременно сообщается, что с 1 января 2020 года на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, а объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, должны быть также указаны в перечне объектов недвижимого имущества, определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

26.12.2019

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок