
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 31 октября 2014 г. N 03-01-18/55847
Письмо Минфина РФ от 31 октября 2014 г. N 03-01-18/55847
04.12.2014
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2014 г. N 03-01-18/55847
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения по вопросам применения отдельных положений "раздела V.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
1. Согласно "пункту 1 статьи 105.4" Кодекса при совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Такие особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
При этом "Кодексом" не предусмотрено применение вышеуказанных особенностей к сделкам, цены которых, в свою очередь, являются компонентами формулы цены сделки, в отношении которой предусмотрено регулирование цен в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
Признание вышеуказанных цен рыночными для целей налогообложения, по мнению Департамента, необходимо осуществлять в соответствии с принципом "вытянутой руки", сформулированным в "пункте 1 статьи 105.3" Кодекса.
2. Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в "пункте 1 статьи 105.7" Кодекса. При этом допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных "пунктом 1 указанной статьи".
Согласно "пункту 3 статьи 105.7" Кодекса приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено "пунктом 2 статьи 105.10" Кодекса, является метод сопоставимых рыночных цен. Так, "пунктом 2 статьи 105.10" Кодекса предусмотрено, что использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Применение иных методов, указанных в "подпунктах 2" - "5 пункта 1 статьи 105.7" Кодекса, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
В соответствии с "пунктом 4 статьи 105.7" Кодекса при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в "пунктах 2" - "5 пункта 1 указанной статьи".
Если иное не предусмотрено главой 14.3 Кодекса, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.
При этом в соответствии с "пунктом 6 статьи 105.7" Кодекса при выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой,
В частности, при использовании метода сопоставимой рентабельности при выборе конкретного показателя рентабельности учитываются вид деятельности, осуществляемый лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, осуществляемые им функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски, полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности, а также экономическая обоснованность такого показателя ("пункт 4 статьи 105.12" Кодекса).
3. В целях "Кодекса" сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.
При анализе коммерческих и (или) финансовых условий в целях признания сделок сопоставимыми необходимо руководствоваться положениями "статьи 105.5" Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
Комментарии