
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 2 октября 2014 г. N 03-04-06/49519
Письмо Минфина РФ от 2 октября 2014 г. N 03-04-06/49519
06.11.2014
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 2014 г. N 03-04-06/49519
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо СНО по отдельным вопросам применения положений Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении уплаты налога на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами и сообщает следующее.
В соответствии с "пунктом 12 статьи 214.1" Кодекса (здесь и далее по тексту в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно в "подпунктах 1" - "4 пункта 1 данной статьи". При этом финансовый результат по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, открытом в соответствии с Федеральным "законом" "О рынке ценных бумаг" (далее - индивидуальный инвестиционный счет), определяется отдельно от финансового результата по иным операциям.
Согласно "пункту 14 статьи 214.1" Кодекса налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с "пунктами 6" - "13 данной статьи". Вместе с тем "абзацем вторым данного пункта" установлено, что налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в "подпунктах 1" - "4 пункта 1 статьи 214.1" Кодекса, и по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно.
"Пунктом 20 статьи 214.1" Кодекса предусмотрено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами, по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено данной статьей или "статьей 226.1" Кодекса.
Из вышеприведенных положений "статьи 214.1" Кодекса следует, что финансовый результат (налоговая база) по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно.
В соответствии с "пунктом 9.1 статьи 226.1" Кодекса по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, исчисление, удержание и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Таким образом, на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате суммы налога у профессионального участника рынка ценных бумаг не возникает.
"Пунктом 9.1 статьи 226.1" Кодекса также предусмотрено, что профессиональный участник рынка ценных бумаг в случае прекращения договора на ведение им индивидуального инвестиционного счета физического лица предоставляет другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, на индивидуальный инвестиционный счет которого переводятся все активы, учитываемые на индивидуальном инвестиционном счете первого профессионального участника рынка ценных бумаг, сведения о физическом лице и его индивидуальном инвестиционном счете.
Ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный "Кодексом" срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, согласно "статье 123" Кодекса, возложена на налогового агента, в рассматриваемом случае на профессионального участника рынка ценных бумаг, на индивидуальный инвестиционный счет которого переводятся активы.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг в случае предоставления недостоверных сведений о физическом лице и его индивидуальном инвестиционном счете другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг - налоговому агенту, на индивидуальный инвестиционный счет которого переводятся активы, может нести ответственность в рамках "статьи 120" Кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
В соответствии с "пунктом 1 статьи 5" Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных "подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, применяется к доходам, полученным при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года.
В случае приобретения паевого инвестиционного фонда в порядке обмена (конвертации) одного паевого инвестиционного фонда на инвестиционные паи другого паевого инвестиционного фонда датой приобретения является дата совершения обмена (конвертации). Если такой обмен осуществлен в 2014 году, приобретение паевого инвестиционного фонда считается произведенным в соответствующую дату 2014 года.
Исходя из положений "статьи 226" Кодекса управляющая компания паевых инвестиционных фондов признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых при погашении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. При наличии договора с брокерской компанией, имеющей депозитарную лицензию, предусматривающего подачу депозитарием брокера распорядительных поручений от имени физических лиц, с которыми у брокерской компании заключены договоры на брокерское обслуживание, на приобретение и погашение инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, депозитарий брокера как владелец счета номинального держателя в реестре паевого инвестиционного фонда будет подавать в управляющую компанию заявки на погашение инвестиционных паев, в которых будут указываться реквизиты конечных владельцев инвестиционных паев.
Поскольку операции с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов (в том числе погашение инвестиционного пая) осуществляет управляющая компания, а не брокер, организация-брокер не признается налоговым агентом в отношении доходов от операций с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.
Исчисление и удержание налога с доходов от операций с паями паевых инвестиционных фондов производятся управляющей компанией независимо от того, выплачивается ли доход на счет физического лица - владельца инвестиционного пая или по его распоряжению на счет депозитария брокера.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Комментарии