
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 17 апреля 2014 г. N 03-08-05/17565
Письмо Минфина РФ от 17 апреля 2014 г. N 03-08-05/17565
02.06.2014
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2014 г. N 03-08-05/17565
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, полученных иностранным юридическим лицом - резидентом Швейцарской Конфедерации от закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон) паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии со ст. 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
Согласно положению п. 1 ст. 10 Закона паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и, следовательно, не может рассматриваться в качестве организации в смысле указанного пп. 5 п. 1 ст. 309 Кодекса.
Однако пп. 6 и 7 п. 1 ст. 309 Кодекса установлено, что доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на доход у источника их выплаты.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в российском налоговом законодательстве.
Между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 4 ст. 10 Соглашения термин "дивиденды" означает также любые выплаты по паям паевых фондов недвижимости, а также паевых инвестиционных фондов, получающих за счет акций более 50 процентов своего дохода.
Пунктом 2 ст. 10 Соглашения предусмотрено, что дивиденды могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законами этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый налог не должен превышать:
a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (отличная от товарищества), которой прямо принадлежит по меньшей мере 20 процентов капитала компании, выплачивающей дивиденды, и иностранный капитал, инвестированный в нее, превышает двести тысяч (200 000) швейцарских франков или их эквивалент в любой другой валюте на момент начисления дивидендов;
b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Иностранная организация - резидент Швейцарской Конфедерации получает промежуточный доход на основе правила доверительного управления от закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости, который, в свою очередь, не является юридическим лицом (п. 1 ст. 10 Закона), вследствие чего такой доход будет облагаться по ставке 15 процентов.
Принимая во внимание, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, обязанности по исчислению и удержанию налога с доходов иностранной организации в виде промежуточных выплат по паю возлагаются на управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление паевым инвестиционным фондом.
Согласно п. 1 ст. 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Комментарии