
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. N 03-01-18/47454
Письмо Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. N 03-01-18/47454
24.01.2014
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2013 г. N 03-01-18/47454
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно требованиям, перечисленным в указанном подпункте. В числе таких требований следующее: указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.
В соответствии с п. 8 ст. 274 Кодекса под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.
Кроме того, в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций принимаются отдельные виды убытков, среди которых убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки от операций с ценными бумагами, полученные налогоплательщиками, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и другие.
По мнению Департамента, при определении наличия (отсутствия) убытка для целей ст. 105.14 Кодекса необходимо руководствоваться требованиями, установленными абз. 2 п. 1 ст. 105.3 Кодекса, на основании которых учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с Кодексом).
Так, в случае если налогоплательщик, в соответствии с п. 2 ст. 274 Кодекса, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, и при этом прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном Кодексом, то убыток от таких операций не признается убытком в целях применения ст. 105.14 Кодекса.
В свою очередь, убытки текущего налогового периода, убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, и убытки, приравненные к внереализационным расходам, признаются убытками в целях применения ст. 105.14 Кодекса.
При этом, по мнению Департамента, если налогоплательщик не учитывает убытки, приравненные к внереализационным расходам, при исчислении налога на прибыль организаций, они не признаются убытками в целях применения ст. 105.14 Кодекса.
Дополнительно отмечаем, что при проверке одновременного удовлетворения сторон сделки требованиям пп. 2 п. 4 ст. 105.14 Кодекса и непризнания сделок контролируемыми, по мнению Департамента, налогоплательщику целесообразно документально подтверждать соответствие каждому из условий. В частности, таким подтверждением могут служить выписка из единого государственного реестра юридических лиц, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций с отметкой налогового органа о принятии.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Комментарии