
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 11 августа 2011 г. N 03-03-06/2/120
Письмо Минфина РФ от 11 августа 2011 г. N 03-03-06/2/120
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2011 г. N 03-03-06/2/120
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения процентов и сообщает следующее.
По первому вопросу.
Статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Согласно ст. 77 вышеуказанного Федерального закона Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Вопрос о соответствии условий кредитных договоров Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не относится к компетенции Департамента, в связи с чем рекомендуем обратиться с данным вопросом за разъяснением в Банк России.
По второму вопросу.
Из письма следует, что при наступлении определенных условий (например, просрочка возврата кредита и невозможность истребования долга) кредитная организация прекращает начислять проценты по кредитному договору, то есть процентная ставка по нему признается равной нулю.
Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ. Так, пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.
В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.
Пунктом 1 ст. 269 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.
Учитывая изложенное, при прекращении начисления процентов в соответствии с условиями договора (дополнительного соглашения) основания для включения в состав внереализационных доходов сумм процентов за период, в котором проценты не начислялись, по мнению Департамента, отсутствуют.
По третьему вопросу.
Согласно п. 4 ст. 328 НК РФ проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу. При этом в целях гл. 25 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Указанные доходы включены в состав внереализационных доходов налогоплательщика (п. 6 ст. 250 НК РФ).
Статьи 40 и 250 НК РФ не содержат указания о том, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, либо оценка дохода в виде экономической выгоды, полученной от беспроцентного займа, осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.
Представляется, что для обеспечения определенности применения ст. 40 НК РФ в отношении договоров займа и кредита требуется дополнительное законодательное регулирование.
Учитывая изложенное, считаем, что впредь до внесения необходимых изменений в НК РФ, обеспечивающих определенность в отношении налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, полученных по договорам займа и кредита, отсутствуют правовые основания для применения налоговыми органами при проверке правильности применения цен по указанным договорам положений ст. 40 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.08.2011
Комментарии