
Законодательство / Приказы / Постановление Правительства РФ О временном порядке вывоза из Российской Федерации нефти сырой, причитающейся Российской Федерации в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции
Постановление Правительства РФ О временном порядке вывоза из Российской Федерации нефти сырой, причитающейся Российской Федерации в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от « __ » ___________________ 2010 г. № _________
МОСКВА
О временном порядке вывоза из Российской Федерации нефти сырой, причитающейся Российской Федерации в соответствии с условиями
соглашений о разделе продукции
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Не применять ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств ‑ участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в отношении нефти сырой, классифицируемой в товарной подсубпозиции 2709 00 900 8 ТН ВЭД ТС, являющейся долей Российской Федерации в прибыльной продукции, полученной в рамках реализации соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение» (далее ‑ товары).
2. Пункт 1 настоящего постановления применяется при представлении инвестором (оператором) в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, на каждую партию вывозимых товаров подтверждения Министерства энергетики Российской Федерации о том, что указанные товары произведены в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции и причитаются Российской Федерации.
3. Федеральной таможенной службе обеспечить контроль за соответствием объемов вывезенных в соответствии с настоящим постановлением товаров объемам, на которые Министерством энергетики Российской Федерации выданы указанные в пункте 2 настоящего постановления справки.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О временном порядке вывоза из Российской Федерации нефти сырой, причитающейся Российской Федерации в соответствии с условиями
соглашений о разделе продукции»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О временном порядке вывоза из Российской Федерации нефти сырой, причитающейся Российской Федерации в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции» (далее – Проект) разработан Минэнерго России в инициативном порядке с целью обеспечения поступления доходов бюджетной системы Российской Федерации до момента устранения правовой коллизии в вопросе освобождения от взимания таможенных пошлин при вывозе с территории Российской Федерации углеводородов (продукции), принадлежащих Российской Федерации и инвесторам (операторам) при реализации соглашений о разделе продукции.
В соответствии с положениями действующих соглашений о разделе продукции (далее – СРП) Российская Федерация получает доходы от реализации СРП в виде доли прибыльной продукции.
В настоящее время Российская Федерация в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и управляющих комитетов действующих СРП получает причитающуюся государству долю прибыльной продукции в денежной форме, обеспечивающей при экспорте углеводородов за рубеж более высокие доходы бюджетной системы Российской Федерации по сравнению с поставками на внутренний рынок.
Согласно условиям СРП в случае выбора государством денежной формы получения доходов операторы оказывают содействие в реализации его доли продукции на экспорт и перечисляют весь объем вырученных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Условиями СРП операторы освобождены от уплаты налогов, пошлин, сборов и тарифов или других платежей при вывозе с таможенной территории Российской Федерации причитающихся им в рамках реализации проектов углеводородов и произведенной продукции.
В тоже время в отношении освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин доли прибыльной продукции государства при ее реализации на экспорт в законодательстве Российской Федерации не содержится однозначных положений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225–ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом от 6 июня 2003 г. № 65–ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» раздел VIII.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 26.4, пунктом 9 статьи 346.35 которой установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождается, в том числе, продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225–ФЗ продукция, произведённая в соответствии с условиями соглашения, принадлежит государству (доля государства в произведённой продукции) и инвестору (доля инвестора в произведённой продукции). Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при вывозе с территории Российской Федерации от уплаты таможенной пошлины освобождается продукция, принадлежащая как государству, так и инвестору.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
В тоже время, Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95–ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» таможенные пошлины исключены из перечня федеральных налогов (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации) и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120–ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и следовательно вопросы освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин доли прибыльной продукции государства должны регулироваться таможенным законодательством.
Таким образом, норма, установленная пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения произведённой при реализации соглашений продукции от таможенных пошлин, в полной мере применяться не может. В тоже время Налоговый кодекс Российской Федерации наиболее полно устанавливает систему экономических показателей при исполнении соглашений о разделе продукции.
Статьёй 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003–1 «О таможенном тарифе» устанавливается, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины товаров вывозимых с территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.
В тоже время действующими СРП отдельных положений о вывозе операторами государственной доли продукции без уплаты таможенной пошлины при денежной форме получения доходов государством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что итоговые доходы Российской Федерации от реализации СРП независимо от путей их поступления (напрямую в бюджет от операторов или частично через таможенные платежи) останутся неизменными, наиболее оптимальным и экономически целесообразным решением вопроса в соответствии с рекомендацией рабочей группы Межведомственной комиссии по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции в отношении месторождений углеводородов была определена разработка законопроекта, направленного на синхронизацию положений налогового и таможенного законодательств.
Для устранения правовых коллизий налогового и таможенного законодательств Минэнерго России подготовило изменения в Федеральный закон «О таможенном тарифе» в части освобождения от таможенных пошлин продукции, причитающейся Российской Федерации в рамках реализации СРП и направляемой на экспорт.
К текущему моменту законопроект согласован Минфином России, ФТС России, Минэкономразвития России, Минрегионом России, Правительством Сахалинской области, администрацией Ненецкого автономного округа. Получены заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Указанный законопроект внесен Минэнерго России в Правительство Российской Федерации 21 октября 2010 года.
В случае принятия указанного выше законопроекта в ранее планировавшиеся сроки (4 квартал 2010 года) операторы смогли бы осуществить вывоз углеводородов, соответствующих доле прибыльной продукции государства, на беспошлинной основе. Однако, в связи с проблемами, возникшими на этапах подготовки и согласования указанного законопроекта, сроки его подготовки существенно сдвинулись. По текущим оценкам, вступление соответствующего федерального закона в силу возможно только в начале 2011 года.
Альтернативные принятию предлагаемого Проекта постановления Правительства Российской Федерации варианты решения имеют ряд существенных недостатков.
Возможность уплаты таможенных пошлин при вывозе доли прибыльной продукции государства ограничена как сроками ее реализации, что связано с необходимостью наделения соответствующими полномочиями какого-либо органа власти на осуществление указанной деятельности, так и отсутствием средств необходимых для расчетов, которые не закладывались в расходы федерального бюджета на 2010 год.
Уплата операторами действующих СРП каких-либо платежей в виде налогов, сборов и пошлин при реализации доли продукции государства условиями СРП не предусмотрена и соответствующие финансовые средства в бюджетах проектов не могут быть выделены без их согласия. Следует отметить, что выделение таких дополнительных средств существенно снизит экономическую эффективность проектов для инвесторов.
Кроме того, с учетом специфики межбюджетного распределения доходов по прибыльной доле государства уплата таможенных пошлин, полностью поступающих в федеральный бюджет и уменьшающая объем прибыльной продукции к разделу между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации (Сахалинской области и Ненецкого автономного округа) без принятия компенсационных мер приведет к выпадающим доходам субъектов Российской Федерации и, как следствие, нарушению положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 31).
Другим вариантом решения проблемы является продажа нефти государства на внутреннем рынке, что не потребует уплаты вывозных таможенных пошлин, но существенно снизит доходы бюджетной системы Российской Федерации, по текущим оценкам на 50%.
В настоящий момент операторы действующих СРП в рамках выполнения производственных программ приступили к добыче углеводородов, причитающихся Российской Федерации в форме доли прибыльной продукции. Отсутствие возможности беспошлинного вывоза операторами соответствующих объемов углеводородов на экспорт в ближайшее время неизбежно приведет к критической ситуации, угрожающей остановкой добычи углеводородов, серьезным техническим и технологическим осложнениям, росту возмещаемых затрат при возобновлении производства после консервации и выпадающим доходам бюджетной системы Российской Федерации в 2010 году в объеме около 243 млн. долл. США.
Принятие настоящего проекта постановления Правительства Российской Федерации дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.
Комментарии