
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 19 мая 2010 г. N 03-07-08/152
Письмо Минфина РФ от 19 мая 2010 г. N 03-07-08/152
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2010 г. N 03-07-08/152
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по уступке иностранной организацией прав требования по кредитному договору российской организации, которая до 1 января 2010 г. переуступила указанные права другой российской организации, и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. При этом следует отметить, что уступка прав требования по кредитному договору в целях данной статьи относится к услугам.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
В связи с тем что услуги по уступке прав требования по кредитному договору к работам (услугам), перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, местом реализации этих услуг, оказываемых иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, российской организации, территория Российской Федерации не признается и такие операции объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. Поэтому у российской организации, приобретающей такие услуги, не возникает обязанности отражать указанные операции в налоговой отчетности и, соответственно, уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации в качестве налогового агента.
Что касается услуг по переуступке российской организацией указанных прав требования по кредитному договору другой российской организации, то до 1 января 2010 г. налогообложение налогом на добавленную стоимость данных операций на территории Российской Федерации осуществлялось в порядке, установленном положениями п. 1 ст. 146, п. 4 ст. 155 и п. 3 ст. 164 Кодекса, согласно которым эти операции являлись объектом налогообложения и подлежали налогообложению по ставке в размере 18 процентов. При этом налоговая база определялась как сумма превышения суммы доходов, полученных при последующей переуступке прав требования по кредитному договору, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
Таким образом, российская организация, осуществившая до 1 января 2010 года переуступку приобретенных у иностранной организации прав требования по кредитному договору другой российской организации, должна представлять в налоговые органы по месту постановки на учет декларацию по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором данные операции фактически осуществлены, и уплатить налог в бюджет Российской Федерации в порядке и сроки, установленные ст. 174 Кодекса.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.05.2010
Комментарии