
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Вносится Президентом Российской Федерации
Проект № 431379-5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 7, ст. 607; № 51, ст. 4824; 2004, № 24, ст. 2334; 2005, №15, ст. 1273; 2009, № 23, ст. 2754) следующие изменения:
1) в части первой статьи 3:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;";
б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;";
2
2) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания:
"На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.";
3) часть вторую статьи 16 изложить в следующей редакции:
"Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право
решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.";
4) в части пятой статьи 18 слова "по основанию, указанному в пункте 6" заменить словами "по основаниям, указанным в пунктах 6, 7 и 8";
5) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Организационные формы конституционного
судопроизводства
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях с проведением слушаний, а в случаях и в порядке, установленных статьей 47' настоящего Федерального конституционного закона, - также без проведения слушаний.";
6) статью 21 изложить в следующей редакции:
3
"Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях
Конституционного Суда Российской
Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:
1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;
2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации или к присвоению почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;
4
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.";
7) статью 22 признать утратившей силу;
8) часть пятую статьи 23 изложить в следующей редакции: "Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской
Федерации или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет или ненадлежащим образом исполняет должностные обязанности. Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается
5
большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 6, 7 и 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.";
9) в части первой статьи 24:
а) в пункте 1 слово "пленарных" исключить;
б) в пункте 2 слова "в пленарных заседаниях и заседаниях палат"
заменить словами "в его заседаниях";
10) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Регламент Конституционного Суда
Российской Федерации
В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях; правила процедуры и этикета
6
в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.";
11) часть вторую статьи 30 изложить в следующей редакции:
"Конституционный Суд Российской Федерации правомочен
принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.";
12) в статье 31 первое предложение изложить в следующей
редакции: "Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым.";
13) часть первую статьи 32 изложить в следующей редакции:
"Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.";
14) части вторую - четвертую статьи 34 признать утратившими
силу;
7
15) статью 35 дополнить словами ", а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 47' настоящего Федерального конституционного закона";
16) в статье 39:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Основания и порядок уплаты государственной пошлины при
обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или
зачета государственной пошлины, а также предоставления льгот по уплате
государственной пошлины устанавливаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом
особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным
конституционным законом.";
б) часть четвертую дополнить словами ", или в случаях прекращения
производства по делу";
17) в части второй статьи 41 слово "пленарном" исключить;
18) в части первой статьи 42 слово "пленарном" исключить;
19) пункт 3 части первой статьи 43 изложить в следующей редакции:
"3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской
Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу,
8
за исключением случаев, предусмотренных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона.";
20) статью 45 изложить в следующей редакции:
"Статья 45. Созыв заседаний
Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.";
21) статью 46 признать утратившей силу;
22) статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Назначение дел к слушанию
Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.";
23) дополнить статьей 471 следующего содержания:
"Статья 471 . Разрешение дел без проведения слушания
Конституционный Суд Российской Федерации может разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
9
нормативных правовых актов (кроме федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) и договоров, проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, проверять по запросам судов конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушаний, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Дело не подлежит разрешению без проведения слушания: если письменное ходатайство с возражением против применения такой
10
процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, если ходатайство подано заявителем - в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.
При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48-53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.
В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов либо проверить по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
11
граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, проверить по запросам судов конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копия обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляется судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.";
24) часть третью статьи 59 изложить в следующей редакции:
"Протокол заседания подписывается Председателем и одним из
заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.";
25) в статье 71:
а) часть первую признать утратившей силу;
б) в части второй слова "в пунктах 1, 2, 3 и 4" заменить словами
"в пунктах 1,2, 31 и 4";
26) статью 73 признать утратившей силу;
12
27) часть первую статьи 75 дополнить пунктом 101 следующего
содержания:
"101) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;";
28) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:
"Решение Конституционного Суда Российской Федерации,
вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.";
29) в статье 79:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его
13
провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.";
б) второе предложение части третьей изложить в следующей
редакции: "Решения судов и иных органов, основанные на актах или их
отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного
Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат
исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным
законом случаях.";
в) дополнить частью пятой следующего содержания:
"Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый ему правоприменительной практикой, выраженная в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях по делам о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона,
14
примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в силу.";
30) части первую и вторую статьи 83 изложить в следующей
редакции:
"Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.
Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.";
31) в абзаце первом части первой статьи 87 слово "решений" заменить словом "постановлений";
32) в абзаце первом части первой статьи 91 слово "решений" заменить словом "постановлений";
15
33) в абзаце первом части первой статьи 95 слово "решений" заменить словом "постановлений";
34) в статье 96:
а) в части первой слова "или подлежащим применению" исключить;
б) в части второй слова "либо возможность применения" исключить;
35) пункт 2 статьи 97 изложить в следующей редакции:
"2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.";
36) статью 98 изложить в следующей редакции:
"Статья 98. Последствия принятия жалобы к
рассмотрению
Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, и по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, а также суд, рассматривающий дело, для которого это судебное постановление может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по
16
делу до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации.";
37) в статье 100:
а) в части первой:
в абзаце первом слово "решений" заменить словом "постановлений";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) о признании оспариваемых заявителем положений закона аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющими силу, или вытекающими из таких норм и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо о констатации факта, что норма примененного в конкретном деле закона уже признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.";
б) часть вторую изложить в следующей редакции:
"В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял одно из постановлений, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.";
17
38) в статье 101 слова "примененного или" исключить;
39) в статье 102 слова "применен или" исключить. Статья 2
1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
- В период до вступления настоящего Федерального конституционного закона в силу Конституционный Суд Российской Федерации вносит в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации изменения, направленные на урегулирование процедуры разрешения дел без проведения слушания, а также иные изменения, вытекающие из настоящего Федерального конституционного закона.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменения
в статью 21 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 101.2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом указанной статьей.
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139 - 141 Кодекса, с учетом положений, установленных статьей 101.2 Кодекса.
Так, пунктом 2 статьи 101.2 Кодекса предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 140 Кодекса рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
Согласно пункту 2 статьи 140 Кодекса по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Процедура рассмотрения, в том числе участие налогоплательщика в рассмотрении апелляционной жалобы, а равно участие налогоплательщика в рассмотрении жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, Кодексом не предусмотрена.
В главе 20 Кодекса “Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней” не содержится обязанности вышестоящего налогового органа по извещению лица, направившего апелляционную жалобу, а равно лица, направившего жалобу на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, о дате ее рассмотрения и по обеспечению участия этого лица в ее рассмотрении. Следовательно, подавая апелляционную жалобу, а равно жалобу на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, налогоплательщик не застрахован от того, что решение может быть изменено даже в той части, которая его устраивает и которая не обжаловалась. Если налогоплательщик не будет присутствовать при рассмотрении его жалобы, то очевидно, что он не будет знать о вменяемых ему нарушениях и не сможет представить свои возражения по данным обвинениям. Такого рода положение дел может быть предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку не совсем понятно, как в данной ситуации налогоплательщик может реализовать право на защиту своих интересов. Налогоплательщик заинтересован в возможности узнать о вменяемых ему нарушениях и представить вышестоящему органу соответствующие пояснения по исчислению и уплате налогов. Кроме того, присутствие при рассмотрении жалобы поможет налогоплательщику подготовиться к защите в арбитражном суде, если возникнет такая необходимость.
Кроме того, неприглашение налогоплательщика на рассмотрение жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может считаться существенным нарушением процедуры рассмотрения жалобы, влекущим безусловную отмену оспариваемого заявителем решения вышестоящего налогового органа.
Сложившаяся судебная практика свидетельствует о неоднозначном подходе судебных органов к данной проблеме. Так, ряд судебных решений признали неприглашение налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы существенным нарушением права на защиту со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ВАС-6140/09 от 24 июня 2009 года об отказе в передаче аналогичного дела № А12-10757/08-С38 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтверждена вышеназванная правовая позиция.
При вынесении вышеупомянутых судебных актов суды исходили из гарантированного статьей 45 Конституции Российской Федерации права каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а также из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 21 Кодекса предоставляющих налогоплательщику право на представлёние налоговым органам и их должностным лицам пояснений и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
Признан, что в Кодексе содержится пробел в части определения порядка рассмотрения апелляционных жалоб, а равно жалоб на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решёние об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, судебные инстанции применили нормы пункта 7 статьи З Кодекса, истолковав все неустранимые сомнения, противоречия и неясности акта законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Однако в силу положений Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1 -ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №14 арбитражные суды учитывают позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Следовательно, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не являясь правовой нормой, не обязательны для руководства арбитражными судами, что и послужило поводом для данной законодательной инициативы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поддержал концепцию законодательной инициативы, отметив, что налогоплательщик имеет право на участие в рассмотрении не только апелляционной жалобы, но и жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.
Таким образом, в целях исключения правовых пробелов в Кодексе полагаю целесообразным распространить действие статьи 21 (в части предоставления налогоплательщику соответствующих прав и участия в ходе рассмотрения соответствующих жалоб) на процесс рассмотрения апелляционных жалоб, поданных налогоплательщиком, а также на процесс рассмотрения жалоб, поданных на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.
Принятие этой поправки также будет способствовать профилактике коррупционных проявлений в данной сфере деятельности.
Комментарии