
Новости / Налогообложение / Милиционеры снова начали работать по налоговым делам
Милиционеры снова начали работать по налоговым делам
Им хватит «достаточных данных, указывающих на признаки преступления»
02.02.2010В первые две послепраздничных недели января московские следователи, которые занимаются налоговыми преступлениями, приостановили работу по новым делам. Причиной этому стали, вступившие в силу с 2010 года поправки в законодательство, «декриминализующие» налоговые статьи УК РФ. Было непонятно, возможно ли теперь возбуждать уголовные дела до проверки фактов налоговых правонарушений налоговыми органами, говорит сотрудник центрального аппарата МВД, вот работа и остановилась, передает газета "Ведомости".
В поправках к законам, которые были приняты Госдумой в декабре, депутаты не решились ввести полный запрет на возбуждение уголовных дел по налоговым правонарушениям без налоговых проверок, но постарались ограничить эту практику. А если налоговые инспекторы не выявили нарушений либо обвиняемый выиграл у них дело в суде, уголовное дело должно быть прекращено без дополнительных проверок. Расчет суммы налога тоже отнесен к компетенции налоговиков, а не следователей. А при получении материалов, которые свидетельствуют о налоговом преступлении, правоохранители обязаны направлять их в налоговую инспекцию в 10-дневный срок, отмечается в новой редакции закона «О милиции». Речь идет о передаче оригиналов материалов, а значит, милиционеры не смогут вести расследование дела. Однако в законе не уточняется, идет ли речь о копиях или оригиналах документов.
В последнюю неделю января что-то произошло, утверждает юрист юркомпании «Налоговик» Роман Терехин: клиенты отмечают активизацию ГУВД Москвы в сфере налоговых преступлений, хотя весь месяц почти не обращались с такими проблемами. Работа по налоговым преступлениям возобновилась, заявил сотрудник МВД. Это совпало с рассылкой следователям информационного письма от начальника Главного следственного управления при ГУВД Москвы Ивана Глухова с разъяснением изменений в законе. C МВД задачу по раскрытию уголовных преступлений никто не снимал, говорится в письме, поэтому при выявлении оперативниками признаков налогового преступления материалы следует направлять в органы предварительного следствия и лишь их копии — в налоговый орган. А при «наличии в материалах достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления», нужно возбуждать дела, не дожидаясь решения налогового органа, говорит Глухов. Зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаровже утверждает, что разъяснения начальника ГСУ ГУВД Москвы не снимают с милиционеров обязанности направить налоговикам оригиналы изъятой первичной документации для проведения проверки.
Этот пример показывает, что работа по пресечению налоговых преступлений зависит не от их наличия, а от возможности легко возбудить дело без налоговой проверки, полагает председатель партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева (провела в сизо более 7 месяцев, оправдана судом). С января по ноябрь 2009 года правоохранители отчитались о выявлении ущерба от налоговых преступлений на 42,3 млрд. рублей, но даже не сказали, сколько денег возвращено государству, говорит она.
В следующем году подследственность по налоговым статьям УК (статьи 198-199.1) перейдет к Следственному комитету при прокуратуре. Но количество «налоговых» уголовных дел может значительно сократиться еще до этого, говорит следователь одного из управлений МВД. Ходят слухи, что в органы СКП не будут брать милицейских следователей, которые специализируются на налогах, и в этой ситуации проявлять активность бессмысленно, отмечает он.
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
Комментарии
Безусловно, милиция по налоговому составу должна работать во взаимодействии с налоговыми органами. Однако, ставить работу милиции в зависимость от работы ФНС и тем более "продажных" судов не рационально.... Все таки задачи стаящие перед милицией и налоговой разные, как и разные их полномочия.Считаю, что интересующимся будет интересно разъяснения из Следственного комитета при МВД России №17/3-1600 от 27.01.2010 за подписью заместителя начальника генерала-майора юстиции Алексеева Ю.Ф. "О разъяснении положений Закона""В связи с вступлением в действие положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Следственном комитете при МВД России проводится обобщение практики возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения.Поступающая из органов предварительного следствия субъектов Российской Федерации информация свидетельствует о возникших разногласиях в применении некоторых норм данного Закона.Согласно пункту 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление данного факта решением налогового органа, вступившим в силу. На основании этого в ряде субъектов Российской Федерации, по требованию суда и прокуратуры, уголовное преследование лица за совершение преступления, предусмотренного ст.ст. 198, 199, 1991 УК РФ осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов проверки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1992 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», признается необоснованным.Такой порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, касающихся нарушений налогового законодательства, необоснованно ограничивает полномочия сотрудников милиции и не способствует использованию возможностей органов внутренних дел для выявления и пресечения указанных преступлений.В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу, в том числе экономической безопасности Российской Федерации (такими являются сведения о совершенном налоговом правонарушении и преступлении), ставшие известными соответствующим органам. Пунктом 5 части первой статьи 6 этого Закона установлен перечень оперативно-розыскных мероприятий, который предусматривает исследование предметов и документов.11орядок возбуждения уголовного дела, в том числе и за налоговые преступления, регламентируется уголовно-процессуальным законодательством, положения которого однозначны в толковании и не носят бланкетный характер. В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела может служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а основанием наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При наличии повода и основания следователь обязан возбудить уголовное дело и, в соответствии с пунктом 34 статьи 10 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (с изменениями и дополнениями, введенными Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ), направить материалы в ИФНС для принятия по ним решения, требующего совершения действий, отнесенных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов.Очевидно, что принятие решения о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении возможно лишь на основании материалов доследственной проверки, проведенной органом дознания, в ходе которой установлены признаки преступления. Акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не являются поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, гак как содержат только сведения о суммах неуплаченных налогов и сборов.Таким образом, отсутствие вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не может служить препятствием для принятия решения о возбуждении уголовного дела и привлечении лица к уголовной ответственности, поскольку уголовно-процессуальное законодательство каких-либо изменений в части порядка рассмотрения сообщений о преступлении и привлечения виновного в качестве обвиняемого, в том числе по нарушениям налогового законодательства, не претерпело.Вместе с тем, необходимо принять исчерпывающие меры для исключения фактов незаконного и необоснованного возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения. Материалы доследственной проверки в обязательном порядке должны содержать первичные документы финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, объяснения лиц, причастных к совершению преступления с разъяснениями положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ, касающихся прекращения уголовного преследования в случае возмещения причиненного ущерба." (с) http://forum.blogfiscal.ru/viewtopic.php?f=75&t=185
Нашла одну нестыковку.
Налоговый орган вправе вынести решение только по результатам налоговой проверки в соответствии с гл. 14 НК РФ. Если налоговый орган получает документы от органов МВД, свидетельствующих о правонарушении, то для вынесения решения он должен провести проверку и вынести решение на основании документов, полученных исключительно в рамках налоговой проверки. То есть собрать еще раз документы, подтверждающие правонарушение. Срок давности по ст. 198-199.1 УК РФ для крупного размера - 2 года. Если учесть все сроки проведения сначала следственных действий, затем мероприятий налогового контроля, потом опять следственных действий и судебного процесса, то вопрос реальности применения пунктов 1 указанных статей весьма сомнителен. По пункту два указанных статей привлечение более вероятно, но после того как гос. органы потратят средства добросовестных налогоплательщиков дважды на одни и те же действия.
Безусловно, данные изменения в законодательстве приведут к тому, что часть сотрудников милиции, расследовавших такие уголовные дела, уволится из органов. До 2010 года следователи спокойно возбуждали дела, во время расследования "химичили", происходила переквалификация на первую часть и прекращали дело за истечением срока давности. Конечно в этом активно принимали участие специалисты экспертных подразделений органа, производивших экспертизу. И фактически все, следователь, эксперт и "жуклик" , последний в меньшей мере были довольны. При этом мвд не направляло сведения в ФНС о имевшейся сумме задолженности и лицо избегало "денежной" ответственности. Что касается следователей СКП, то они в таких дела "далекие люди" и чтобы их обучить методике расследования пройдет несколько лет. И все же изменения поддерживаю.
В законе "О федеральных органах налоговой полиции" была предусмотрена норма, согласно которой до 10 процентов доначисленных сумм налогов и штрафов могли быть использованы в качестве фонда поощрения тех сотрудников, которые заслуженно вывели эту службу в одно из самых рентабельных ведомств страны. Правда, в то время действовали действительно драконовские штрафы, в бюджет подлежала перечислению вся сумма сокрытого дохода в двойном размере.
ФСНП РФ создавали выходцы из КГБ, ФСК, ФСБ. Это были профессионалы высочайшего уровня. Они знали и использовали такие методы ОРД, которые теперешним операм практически недоступны в силу действия целого спектра экзогенных и эндогенных факторов.
Публично обсуждать формы и методы, вопросы планирования ОРД запрещено, они составляют государственную тайну. Однако, ликвидация налоговой полиции, на мой взгляд, это был первый шаг, серьезный и очень опасный к криминализации всей системы налогового и бюджетного контроля.
Органы потеряли в 2003 году очень много. Милиция приобрела гораздо меньше. Право проводить самостоятельные налоговые проверки. Этого права она лишена с 1 января 2009 года по вполне очевидным причинам. И причинам вполне обоснованным.
Вот давайте задумаемся. НК РФ напрямую требует доказывать форму вины налогоплательщика, включая умысел на совершения налогового правонарушения (о преступлении пока говорить не будем). Как это делают налоговики? Да почти никак. Нет у них таких инструментов, микроскопов и электровспоминальников, позволяющих достоверно доказывать и фиктивный характер сделок вс подставными фирмами, и роль тех или иных лиц в различных схемных и многоходовых операциях, по лишению врачей, учителей, военных, детей сирот причитающихся им денег. Прослушивание телефонных переговоров банкира с директором проверяемой организации не проведешь, да и к делу не подошьешь. Нет там таких категорий дел.
Вот и думайте, кому выгодна вся эта... Но решение назревает всегда объективно, нужно уполномочить налоговиков самостоятельно проводить ОРМ. В МФ есть масса служб помимо ФНС, в том числе служба бюджетного надзора, Росфинмониторинг....богатое ведомство.
А те 26 оперов, которые еще знают боле-менее налоговое и бюджетное законодательство спокойно смогут туда перейти. И пусть только попробуют тогда налоговые инспектора начать какие-либо "закулисные" переговоры. Как по вопровам доначисления налогов, так и по вопрпосам перспектив возбуждения УД по налоговым составам.
"ставить работу милиции в зависимость от работы ФНС и тем более "продажных" судов"
Уж молчал бы ! Насколько наглы и продажны сотрудники УБЭП и УНП - фискалам очень далеко. В данной ситуации - правильная мера, а то уж полномочий слишком много было, да плюс обязательное традиционное превышение полномочий, вот и терроризируют налплатов.
поддерживаю
Тут ни при чем ни законодательство, ни письмо ГСУ при ГУВД. Просто у милицанеров денюжка после новогодних кончилась... :-)
Еще раз на те же грабли. Не с того конца начинаете,лучше бы налоговое законодательство реформировали,НДС как в Швейцарии 7.7%. НДФЛ с полумиллиона прогрессивная шкала,ОПС хватило бы 10%,но без льгот вообще. И вообще все льготы убрать не будет лазеек в законе,не будет коррупции.
НАРЯДУ С ИЗМЕНЕНИЯМИ О В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ, ВСТУПИЛИ ПОПРАВКИ В УК РФ. ВСЕ МОЖНО ПОНЯТЬ, НО ДЛЯ ЧЕГО НАДО БЫЛО В 4 РАЗА УВЕЛИЧИВАТЬ СУММЫ НЕУПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБЪЕКТИВНУЮ СТОРОНУ ПРЕТСУПЛЕНИЯ? ТЕПЕРЬ ЭТО ПРОСТО НЕРЕАЛЬНЫЕ СУММЫ! ВЫ, ГОСПОДА, НЕ ВИДИТЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, ГЛАВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЙ. а СУТЬ ТАКОВА - ЧТОБЫ СОВЕРШИЬ УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, НАДО "ЗАМЫЛИТЬ" МИНИМУМ ОКОЛО 12 МЛН. РУБ., ИЗ КОТОРЫХ БОЛЕЕ 2 МЛН. ТОЛЬКО НДС. А ЕСЛИ СУММЫ МЕНЬШЕ, ТО ЭТО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ТАК-ШАЛОСТЬ(!!!!)НЕХИЛО? ДАЛЕЕ, ЧТОБЫ ВОЗБУДИТЬ ДЕЛО, МИЛИЦИИ НАДО ИНИЦИИРОВАТЬ НАЛОГОВУЮ ПОВЕРКУ, ПОТОМ ЖДАТЬ, ПОКА ДОВОЛЬНО ДАЛЕКИЕ ОТ РЕАЛИЙ И МАЛОКОМПЕТЕНТНЫЕ НАЛОГОВИКИ ЧТО-ТО НАСЧИТАЮТ И ОТСУДЯТ В АРБИТРАЖЕ. ВСЕ НАРАБОТКИ МИЛИЦИИ НА УКАЗАННЫХ ЭТАПАХ МОГУТ "ЗАПОРОТЬ" НАЛОГОВИКИ,НЕ СУМЕВ В ИТОГЕ ВЫИГРАТЬ ДЕЛО. ДА И СУДЫ ИНОГДА ДЛЯТСЯ СТОЛЬКО, ЧТО ИСТЕКАЮТ СРОКИ ДАВНОСТИ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ. КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН ФАКТИЧЕСКИ БЛОКИРОВАЛИ ПРОДУКТИВНУЮ РАБОТУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ. ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНО РАСПУСТИТЬ УНП ЗАНЕНАДОБНОСТЬЮ.
Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении лишь по результатам налоговой проверки сводит на нет всю оперативную работу ОВД в данном направлении. Подобных дел будет единицы. Достаточно "слить" организацию в другой регион на Толика - местного алкоголика и проблема решена: ни уголовного преследования, ни возмещения ущерба. Так что браво господа депутаты!
Ну вы и уроды
Вся эта ситуация в целом напоминает проезд безбилетника в трамвае. Трамвая это наше государство, а 18 рублей за проезд это налог. Кондуктор в виде фискальных органов, а контроль который на любой остановке может войти - это милиция. Безбилетник знал как обхитрить кондуктора, но боялся контроля и поэтому жалуясь на высокую стоимость проезда все же старался ее оплачивать. Ну вот в один прекрасный день наши "предприимчивые" депутаты решили убрать контроль. И как вы думаете безбилетник зная что контроля нет что будет делать?
А если серьезно, то у нас налоговые преступления за преступления то не считают, а в Америке, например уклонение от уплаты налогов является предательством Родины.
А те кто говорит что государство взимает большие налоги, то я скажу что оно также дает возможность их законным способом занижать, а то и вовсе не платить, благо в России ни когда законы не были совершенными. А с музыкантами, актерами, адвокатами и конечно же коммерсантами сидящими в Думе скоро может и не придется налоги платить вовсе.
для |28.05.2010 21:47| гражданин...
очень образно и по существу Ваше замечание, ибо большая часть всех УД по налоговым составам в отношении юрлиц это схемы с подставными фирмами, за которыми стоит либо обналичка, либо возмещение НДС, либо перевод денег за рубеж. Схем много, но размотать их можно только качественным и полноценным ОРД.
Но обналичка это и материальная подпитка коррупции. Взятки, откаты и прочие безобразия. В этом и есть диалектика процесса разрушения всей системы налогового контроля, и сознания налоговиков и налогоплательщиков. А новые сформировавшиеся стереотипы поведения есть элемент культуры, то есть объективный фактор, который никакими заклинаниями не устранишь.
Все это приводит к тому, что на фоне болтовни о модернизации, то есть переводу страны на качественно более высокий уровень технологического и нравственного устройства, все более "нормальным" становится не стремление предпринимателей увеличить прибыль и финансовый результат - естественные цели предпринимательства. А наоборот, занизить их. Это называется химерой. Единством несовместимого (русалка, кентавр и прочие сказочные персонажи). Но решения о судьбах страны принимают не сказочные персонажи. А реальные люди. ОНи ведь не дураки. Все мы должны верить в чистоту замыслов правителей, ибо это еще хоть как то нас всех сплачивает в единое целое, под названием Россия. Я думаю, они рано или поздно обратят свое внимание на то, во что превратилась РЕАЛЬНО налоговая и бюджетная сфера.
Хотя в истории много примеров, когда подобные жизнеотрицающие концепции побеждали. И все рушилось.
По поводу Америки - я встречался лично и с представителями ФБР, и министерства финансов США. Они не верят, что у нас так устроена законодательная база по борьбе с налоговой преступностью.
29.05.2010 15:07| К.Захаров...
Не совсем понял по поводу представителей ФБР, и министерства финансов США. Во что они не верят?
Как же, ребята. А фальсификация уголовного дела прикрыть декриминализацией статьи-слабо!!!!! Вот уже 2,5 года разбираю. Эх, вы!!!И браво депутатам!!!! Достали уже своими сфабрикованными делами. Левосудие, блин!!! Эти законы и поправки, отчего? Наболело!!!!