Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / ФНС хочет выигрывать почти половину споров

ФНС хочет выигрывать почти половину споров

Налоговая раскрыла один из ключевых показателей своей работы

29.09.2009

ФНС раскрыла один из ключевых показателей своей работы — соотношение суммы требований, которые рассматриваются судами в пользу налоговых органов, к общей сумме судебных споров с налогоплательщиками. В прошлом году этот показатель был равен 43,8% (при плане 39,6%), т.е. инспекторам по итогам судебных тяжб с компаниями доставалось в среднем 43,8 рублей с каждых оспариваемых 100 руб. На текущий год ФНС планирует "выиграть" 40% сумм. Целевой показатель, т.е. ориентир, к которому стремятся налоговики,— 41%. По расчетам ФНС, достигнут он будет к 2012г., сообщает газета "Коммерсантъ".

В своих официальных документах налоговая служба сообщает, что данный показатель "характеризует эффективность работы по сбору доказательной базы в ходе проведения мероприятий налогового контроля и по представлению интересов налоговых органов в судах". В 2007 году план был значительно перевыполнен — ФНС отсудила 67,2% всех спорных средств. Но тот успех был для налоговой службы разовым — в 2007 году дела налоговиков существенно поправила обанкроченная компания ЮКОС, которая погасила сразу 585 млрд. рублей задолженности перед бюджетом. Больше таких "подарков" налоговики, похоже, не ждут, ориентируясь на плавный рост этого показателя.

Разместить:
Печенкин Юрий
29 сентября 2009 г. в 12:44

Похоже, что муки, в которых государство на протяжении последних лет пытается перейти от затратного метода организации финансирования бюджетных расходов к так называемому методу, ориентированному на развитие, постепенно начинают приносить свои плоды. И теперь, мы можем, например, видеть, что деятельность фискального ведомства планируется, как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу. У этого планирования есть свои показатели. Об исполнении планов фискальное ведомство отчитывается, иногда публично. И, возможно, в случае их неисполнения мы даже увидим какие-то управленческие решения по результатам исполнения планов. Однако при всей красоте этой картинки в ней есть нечто почти незримое, что мешает насладиться картинкой в полной мере. И это нечто - реальность, проступающая своими неприглядными красками сквозь радужные цвета статистики налогового ведомства. Многие статистические выкладки упрекают за их однобокость - они дают только количественную характеристику, оставляя в стороне качественную характеристику исследуемого объекта. Что, во многом, обусловливается моделью, закладываемой в основу исследования или предоставления его результатов. Сегодняшние данные, на мой взгляд, не исключение. Что показывает показатель, раскрытый ФНС? Всего лишь отношение суммы требований, которые рассматриваются судами в пользу налоговых органов, к общей сумме судебных споров с налогоплательщиками. А что же с качественными факторами, предопределяющими итог этого исчисления? Они в тени. А если вытащить их оттуда на свет, то окажется, что в текущем году налоговый контроль во многом свелся к проверке реального существования контрагентов налогоплательщиков и автоматическому начислению НДС, НПО, пени и санкций в случаях, когда эти контрагенты не существуют. Что, в общем-то не требует сколько-нибудь серьезных усилий, ни в ходе самого налогового контроля, ни в ходе последующих судебных разбирательств (в силу известных обстоятельств, которые тоже трудно отнести к заслуге налогового ведомства). Другой конек этого года - взыскание с налоговых агентов НДФЛ, который был удержан, но не перечислен ими на доходные счета бюджета. Тоже, в общем-то, дело не требующее сколько-нибудь серьезного напряжения сил. Таких примеров можно назвать еще около дюжины, но их все будет объединять одно - основания начислений лежат на поверхности и практически не требуют серьезных усилий по доказыванию со стороны фискального ведомства. Собственно, а почему бы и не выигрывать такие дела в судах? При этом, не раскрыв качественные характеристики. А что же с другими качественными характеристиками? Например, общим ослаблением налогового контроля в тех сферах, которые остаются без внимания вследствие его отвлечения на темы, которые являются "коньками" этого года. Или, например, с падением интеллектуальной составляющей налогового контроля, обусловленной тем, что многие начисления делаются "безмозглой" машиной, которая, то платеж не учтет, то пеню насчитает не по правильным срокам, по неверной ставке или выдаст неверный результат подсчета. Эти характеристики тоже остаются в тени, хотя в неменьшей степени влияют на рассматриваемый показатель деятельности ФНС, изменяя его в обратную сторону. Смею предположить, что если бы качественные факторы, влияющие на соотношение суммы требований, которые рассматриваются судами в пользу налоговых органов, к общей сумме судебных споров с налогоплательщиками, хотя бы описывались и приводились в пояснениях к этому показателю, основания для бравых рапортов об эффективности работы могли бы существенно поубавиться.

Varvaro4ka
4 октября 2009 г. в 21:28

Читая данную статью невольно задумываешься о функциях, которые по идее должны выполнять налоговые органы. И первое что мы видим -соблюдение налогового законодателоьства... вторая функция - контроль за соблюдением налогового законодательсва... Когда ФНС публикует свои данные о колличестве взысканных налогов и сборов по результатам проверок с организваций, понимаешь,

что налоговые специалисты совсем позабыли о том для чего они работают... Со временем функции налоговых инспекторов

поменялись, мы видим настоящую цель их работы - пополнение бюджета, и не всегда способы такого пополнения являются гуманными. Бухгалтеры забыли о таких казалось бы обычных понятиях как сущность операции... профессиональное мнение... Они заняты постоянным документальным подтверждением хозяйственных операций организации, их экономическим обоснованием, а налоговые

инспекторы, вместо того что бы судить об операциях по факту, начинают придираться к мелким недочетам в документах или контрагентам организации. Да, они выполняют планы по сборам налогов но какого качества эти сборы?.. Большинство из них были собраны не из-за ошибок организаций в учете, а из-за выявленной недобросовенности контрагентов (нет в ЕГРЮЛ, несдача отчетов контрагентом, неуплата налогов, предоставлены неправильно оформленные первичные документы и т.д.), т.е. не из-за недочетов самой организации а из-за внешних факторов, которые при адекватном рассмотрении ситуации никак не могли бы повлиять на колличество собираемых налогов и штрафов. Так же, к сожалению, очевидно, что заявленный 41% к 2012 году явно приуменьшен, и при росте оффициального процента сброров "недоплаченных" налогов контроль только ожесточится и явно он не будет нацелен на улучшение качественных показателей собираемых налогов и иных платежей. На сегодняшний день наиболее правдивым показателем деятельности налоговиков как ни странно являются независимые опросы самих налогоплательщиков. Именно такие опросы в сопоставлении с оффициальными данными сборов налогов по каждой инспекции могут дать истинную картину действительной эффективности деятельности налоговых инспекторов в каждом регионе.

Slava_3000
5 октября 2009 г. в 8:22

ФНС в последне время радует: недавно расплеваласт с Минфином по поводу лимитов для упрощенцев на 2010 год. а также по вопросу принятия к вычету НДС по приебретениям профинансированным за счет казны.

хотя с точки зрения единообразия - очевиден бардак.

что касется 43 рублей из 100: как говорится не стреляйте в пианиста он играет как умеет.

план аж до 2012 года (!!) вызвал улыбку умиления.

в сухом остатке - отработали только половину. процент плохой, ибо принцип неотвратимости возмездия - столь же неотвратимо обесценен.

хотя бы 80% - был бы другой разговор.

а так - это все равно что покупать машину с тремя колесами: вроде бы может ехать, а смысла приобретать все равно нет.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок