Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / Суды обязаны пересматривать дела по решениям ЕСПЧ

Суды обязаны пересматривать дела по решениям ЕСПЧ

Постановил Конституционный суд

26.02.2010

Конституционный суд России сегодня постановил, что вердикты, которые были вынесены Европейским судом по правам человека по гражданским делам, являются основанием для пересмотра решений российских судов. Также КС подчеркнул, что необходимо законодательно закрепить в ГПК РФ механизм исполнения решений Страсбургского суда, передает газета "Ведомости".

В КС обратились трое российских граждан, которые выиграли в ЕСПЧ дела против России, но не добились пересмотра в российских судах.

На конец января в Страсбургском суде находилось более 120 тысяч дел, 28% из которых — от российских граждан. МИД России сообщает, что 40% российских жалоб связаны с неисполнением судебных решений, на втором месте жалобы на длительное затягивание рассмотрения в национальных судах жалоб граждан, а еще одна категория жалоб связана с условиями содержания осужденных в местах лишения свободы.

Разместить:
Татьяна
26 февраля 2010 г. в 17:29

На конец 2009 года число исков, поданных гражданами России, достигло 33 550, 28,1% от общего числа исков в ЕСПЧ. По этому показателю Россия значительно опережает Турцию (11,0%), Украину (8,4%) и Румынию (8,2%). Причем, согласно статистике ЕСПЧ, в 2002-2008 годах по российским делам было принято 643 решения, из которых 605 были не в пользу государства. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году было принято только 2490 жалоб от россиян, в 2009-м уже 13 666. Так что, если так и дальше пойдет, то Европейский суд может точно называться Российским, раз там треть жалоб из России.

Незадолго до принятия КС законодательного закрепления в ГПК РФ механизма исполнения решений Страсбургского суда, то есть, обязанность пересматривать их, как это делается в отношении уголовных и арбитражных дел, Россия наконец-то ратифицировала 14 протокол Европейской Конвенции.

Казалось бы, звоночек, свидетельствующий о желании начать судебную реформу не на словах, а на деле.

Когда Президент Медведев 28.12.2009 г. внес в Думу проект изменений ГПК РФ, изменений по статусу решений Страсбургского суда там не было.

И представитель Госдумы Александр Харитонов говорил, что "решение Европейского суда не может считаться безусловным поводом для пересмотра дела", а по словам представителя Президента в КС Михаила Кротова: это было бы "вмешательством в национальную правовую систему".

Видно, боялись, что при «совершенстве» нашей судебной системы, денег у государства не хватит, выплачивать справедливую компенсацию гражданам.

Но Россия присоединилась к Европейской Конвенции, и она должна исполнять решения Страсбургского суда. Нельзя быть немножко замужем.

Присоединившись к Европейской Конвенции, Россия взяла на себя обязательство исполнять решения Страсбургского суда, и международные нормы имеют приоритет перед национальным законодательством.

В России и до нынешнего «перекраивания» судебной системы (реформой назвать это сложно): в судах общей юрисдикции появится апелляционной инстанции, т. е. по существу дела будут рассматриваться дважды, третьей инстанцией будет кассационная, а надзор сохранится только на уровне ВС РФ, создания финансовых судов внутри арбитражной системы, законы были не самые плохие. Только к одному закону - куча поправок и подзаконных актов, как будто специально, чтобы оставить лазейки.

Но беда состоит в том, что эти законы не выполняют в первую очередь те, кто должен стоять на их страже – суды.

А, если для российских судей ГПК РФ, Конституция РФ, которыми они должны руководствоваться при вынесении решений, не указ, то можно ли надеяться, что они будут руководствоваться положениями Европейской Конвенции? Точно так же, как не руководствуются их коллеги по уголовному и арбитражному законодательству, для которых решения ЕСПЧ уже давно являются основанием для пересмотра решений.

ВС РФ постоянно издает бюллетени, издает Определения, Постановления Пленумов, и рассылает все это, как руководство нижестоящим судам.

Спрашивается, зачем? Ведь тем самым, ВС РФ фактически расписывается в своей беспомощности. Есть процессуальные законы, Конституция, так к чему постоянно повторять одно и тоже, прекрасно осознавая, что твои слова – пустой звук?

Судья, руководствуясь внутренним убеждением, может «добросовестно ошибиться», и не понесет за это никакой ответственности.

Даже Президент, назначая федеральных судей, сделать с ними ничего не может.

Ответственность за вынесение неправосудных решений судьями должна быть, потому что, вынося такие решения, судья совершает преступление перед обществом, перед Конституцией.

А попрание Конституции, по сути, нарушение государственных устоев. И эти судьи должны нести за это ответственность.

Почему налогоплательщики должны оплачивать умышленные, или хотя бы совершенные «по внутреннему убеждению» ошибки судей?

Но других судей, по словам Президента, у нас нет, и реформа будет проходить с тем же судейским составом. Так можно ли надеяться на результат от принятия, казалось бы, революционного решения КС?

Тем более, что проекте изменений ГПК РФ внесено запрещение любых «действий (бездействий), отменяющих или умаляющих независимость судов и судей» - еще один забор вокруг судейского клана, усиливающий их неприкосновенность, а для некоторых это значит - можно «беспредельничать» и дальше.

Недавние события по Речнику показали, какая у нас судебная система: Постановления о сносе выносились заочно. Понадобилось вмешательство Президента. Вот так и будем «пилить» в ручном режиме.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок