Новости / Новости ФНС / Судебная практика по вопросу обоснованности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету
Судебная практика по вопросу обоснованности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету
Судебная практика по вопросу обоснованности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки на основании выводов налогового органа о необоснованном предъявлении к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным рядом контрагентов, с суммы разницы между номинальной стоимостью векселей и стоимостью их приобретения.
Решением суда первой инстанции (оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Суды, разрешая спор, указали, что при использовании в расчетах за товары (работы, услуги) векселя третьего лица размер налогового вычета определяется исходя из стоимости ранее оплаченного этим векселем имущества с вычетом НДС.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В пункте 2 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
Налоговое законодательство не содержит определения балансовой стоимости, поэтому, согласно статье 11 Кодекса, этот термин следует определять в том значении, в каком он используется в нормативных актах по бухгалтерскому учету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
Таким образом, в расчетах за товары (работы, услуги) векселя третьего лица размер налогового вычета будет соответствовать фактически произведенным расходам на его приобретение.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период обществом за выполненные работы предъявлены заказчикам счета-фактуры к оплате. Расчет за выполненные работы производился векселями третьих лиц.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе счетов-фактур, актов приема-передачи, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьям 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что поскольку в рассматриваемом случае вычет заявлен, исходя из стоимости оплаченных векселями работ, без исключения из нее суммы НДС, то есть из номинальной, а не балансовой стоимости векселя, начисление спорных сумм налога, пени и штрафа произведено налоговым органом правомерно.
Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н.
Согласно пунктам 3, 8 и 9 названного Положения финансовые вложения (к которым в том числе относятся векселя) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой, в свою очередь, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, информация о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций обобщается на счете 58 "Финансовые вложения".
Из приведенных норм следует, что балансовая стоимость приобретенных векселей, отражаемая на счете 58 "Финансовые вложения", формируется на момент их приобретения и составляет сумму фактических затрат на их приобретение, за исключением сумм НДС, подлежащих исчислению при реализации работ (товаров, услуг).
Неправильное отражение заявителем на счете 58 "Финансовые вложения" балансовой стоимости векселей не влияет на изменение размера фактически понесенных обществом затрат на приобретение векселей.
Таким образом, балансовая стоимость векселей по их номиналу, равному величине кредиторской задолженности перед продавцом векселей (с учетом НДС), обществом при расчетах с поставщиками определена неправильно, поскольку это не соответствует вышеприведенным положениям законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, Федеральным арбитражным судом Уральского округа установлено, что суды первой и апелляционной инстанций правильно сочли ссылку заявителя на то, что балансовая стоимость приобретенных векселей равна номинальной стоимости, так как в бухгалтерском учете была отражена в сумме, равной цене приобретения, необоснованной.
С учетом вышеизложенного, Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества и оставил решение суда первой и апелляционной инстанций в силе.
Д.А.Квасов,
заместитель начальника правового отдела
УФНС России по Оренбургской области



