Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Пресс-релизы / Обязательный экологический платеж, взимаемый с авиакомпаний в ЕС.

Обязательный экологический платеж, взимаемый с авиакомпаний в ЕС.

С 1 января 2012 года на территории ЕС начала действовать Директива 2008/101/EC, вводящая особый режим контроля над выбросами углекислого газа

08.02.2012

Авторы:

1. Анна Воронкова, партнер Отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ;

2. Надежда Марченко, менеджер Отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ;

3. Мария Кабанова, стажер Отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ.

1. Ключевые положения Директивы 2008/101/ЕС

С 1 января 2012 года на территории ЕС начинает действовать Директива 2008/101/EC (далее по тексту – «Директива»), вводящая особый режим контроля над выбросами углекислого газа, осуществляемыми авиакомпаниями при перелете над территорией ЕС, включая их частичную оплату. Сфера действия данной Директивы распространяется не только на компании, являющиеся резидентами государств-членов ЕС, но и на компании, зарегистрированные в третьих государствах (не входящих в состав ЕС), осуществляющие выбросы над территорией государств-членов ЕС. В данный перечень входят многие авиакомпании мира, в том числе 117 российских компаний: Аэрофлот – Российские авиалинии, Трансаэро, Siberia Airlines, Волга-Днепр, Уральские авиалинии, ЮТэйр, Sky Express и другие.

Директива была принята ЕС во исполнение своих обязательств по  Киотскому протоколу и является частью механизма торговли квотами на выбросы в атмосферу. Оплата подобных выбросов не является налогом в юридическом смысле слова, а представляет собой обязательный сбор неналогового характера и является важным условием  осуществления перелетов над территорией ЕС, так как Европейской Комиссией (Высший орган исполнительной власти в ЕС) на основании нарушений требований Директивы ежегодно будет составляться перечень авиакомпаний, полеты которых над территорией стран ЕС запрещены. Положения Директивы также были подтверждены решением Суда ЕС, вынесенном в преюдициальном порядке после того, как она была оспорена третьими государствами как нарушающая нормы международного права.

В Директиве отражены два основных направления ее применения:

1) контроль над объемом выбросов и их постепенное сокращение;

2) оплата части выбросов согласно Киотскому протоколу.

По каждой компании, осуществляющей перелеты над территорией ЕС на протяжении определенного времени, будут исчислены так называемые «исторические выбросы», являющиеся точкой отсчета для последующего предоставления лимитов авиакомпаниям. В соответствии с планом, установленным в Директиве, максимальный объем выбросов, предоставляемый компаниям в 2012 году не должен превышать 97%, начиная с 2013 года – 95% от объема исторических выбросов. Во исполнение данных положений вводится специальная процедура контроля над объемом выбросов в каждом государстве-члене ЕС.

Начиная с 1 января 2012 года, безвозмездно авиакомпаниям будет предоставляться право на осуществление только 85% выбросов, а оплата 15% выбросов и будет составлять так называемый «экологический налог». С 2013 года объем безвозмездно предоставляемых выбросов сократится до 82%, оставшиеся 3% будут направлены на формирование «специального резерва» для вновь создаваемых авиакомпаний. Полномочия по контролю, подсчету и предоставлению выбросов передаются так называемым «государствам-администраторам», в бюджет которых будут поступать средства, полученные от таких выплат. Нарушение правил, принимаемых государствами-членами ЕС на национальном уровне, будет караться системой штрафов и/или начислением пени за неуплату данного сбора в установленный срок. Нарушение законодательства ЕС в целом может привести к исключению из списка авиакомпаний, составляемого Европейской Комиссией (см.п.2.2).

Директива также предусматривает сотрудничество ЕС с третьими государствами в целях создания аналогичных норм в законодательствах третьих государств. Данное сотрудничество подразумевает под собой возможные варианты адаптации положений Директивы Еврокомиссией для обеспечения оптимального взаимодействия с такими государствами, которые принимают меры экологического характера, как минимум эквивалентные мерам, предложенным в Директиве. Подобная адаптация найдет свое отражение в двухсторонних договорах и может привести к пересмотру объемов выбросов, предоставляемых авиакомпаниям такого третьего государства. Однако в настоящий момент отсутствует механизм, предписывающий полное освобождение от платежей согласно Директиве в случае применения эквивалентных мер на национальном уровне.

2. Сфера действия Директивы

2.1 Субъекты платежа. Основным критерием попадания в сферу действия Директивы является осуществление взлета или посадки в аэропорту одного из государств-членов ЕС. Сам по себе непрерывный перелет над территорией ЕС не влечет обязательств по уплате экологического платежа с выбросов углекислого газа. В преамбуле к Директиве содержится указание на то, что исключением являются авиакомпании, совершающие малое количество перелетов на протяжении трех последовательных кварталов. В качестве оператора может признаваться и собственник транспортного средства, если информация о самом операторе не раскрывается. В приложении к Директиве содержится список исключений из сферы действия, к которым, в частности, относится осуществление тренировочных и военных полетов, официальных перелетов глав государств и т.д. Таким образом, Директива направлена преимущественно на коммерческую гражданскую авиацию.

2.2 Распределение подконтрольных авиакомпаний между государствами-администраторами. Отнесение авиакомпании к тому или иному государству-администратору осуществляется двумя основными способами: на уровне Еврокомиссии, выпускающей список авиакомпаний с соответствующим указанием, или по заявлению авиакомпании в органы государства-члена ЕС. В основе распределения Еврокомиссией лежат два основных критерия: (а) регистрация авиакомпании на территории того или иного государства-члена ЕС или (б) осуществление наибольшего количества выбросов именно над территорией этого государства. Список компаний на текущий год был установлен Комиссией в апреле 2011 года и направлен государствам-членам ЕС. Данное распределение имеет большое значение, так как Директива устанавливает лишь рамочные положения, впоследствии имплементируемые каждым отдельным государством-членом ЕС.

2.3 Взаимодействие авиакомпании с контролирующими органами государства-администратора. На уровне каждого государства-члена ЕС выпускается собственный список подконтрольных авиакомпаний, дублирующий распределение, предоставленное Европейской Комиссией, с учетом заявлений, поданных авиакомпаниями. Государство-администратор направляет уведомление своим подотчетным компаниям до 28 февраля 2012 г. и каждого последующего года. Если этого не происходит, необходимо обратиться в соответствующие органы государства-администратора. Таковыми, например, являются: Департамент энергетики и климатических изменений (DECC) в Великобритании, Управление по торговле выбросами (DEHSt) в ФРГ. Сотрудничество с данными органами необходимо для реализации схемы получения права осуществлять выбросы, в том числе на безвозмездной основе. Необходимо также отметить, что положения Директивы действительны на территории ряда европейских государств, не являющихся членами ЕС (Исландия, Норвегия).

В перечень, составленный Комиссией на текущий год, вошел большой процент российских компаний, что подразумевает необходимость изучения данного нововведения в ЕС для дальнейшего планирования экономической деятельности, так как несоответствие новым нормам может привести к серьезным экономическим и административным последствиям.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок