Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законы / Налоговый кодекс Республики Молдова / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС Республики Молдова / Раздел 2 ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / Глава 7 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Глава 7 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Статья 49. Субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские)

хозяйства, обслуживающие сельскохозяйственные

кооперативы, резиденты зон свободного

предпринимательства

(1) Право на полное освобождение от уплаты подоходного налога на три налоговых периода имеют следующие хозяйствующие субъекты:

а) хозяйствующие субъекты, в которых среднегодовая численность работников составляет не более 19 человек и годовая сумма доходов от продаж, в том числе оказания услуг, не превышает 3000000 леев, независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности;

b) крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Законом о крестьянских (фермерских) хозяйствах N 1353-XIV от 3 ноября 2000 года;

с) обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, соответствующие требованиям статьи 87 Закона о предпринимательских кооперативах N 73-XV от 12 апреля 2001 года, при условии поставки (оказания) своим членам не менее 75 процентов общего объема собственной продукции (услуг) и/или приобретения (получения) от своих членов не менее 75 процентов общего объема приобретенной кооперативом продукции (полученных услуг).

(2) Освобождение от уплаты подоходного налога, предусмотренное частью (1), не распространяется на:

a) хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке;

b) хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых доля учредителя (пайщика, участника, акционера) - юридического лица, не являющегося субъектом сектора малых и средних предприятий, превышает 35 процентов, за исключением некоммерческих организаций;

c) хозяйствующие субъекты, производящие и/или импортирующие подакцизные товары;

d) трастовые и страховые компании;

e) инвестиционные фонды;

f) банки, микрофинансовые организации, сберегательно-заемные ассоциации и другие финансовые учреждения;

g) хозяйствующие субъекты, осуществляющие обмен валют, и ломбарды;

h) хозяйствующие субъекты, действующие в сфере игорного бизнеса;

i) хозяйствующие субъекты - сельскохозяйственные производители, указанные в части (22) статьи 24 Закона о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса N1164-XIII от 24 апреля 1997 года.

(3) Право на освобождение от уплаты подоходного налога, предусмотренное частью (1), возникает на основании заявления хозяйствующего субъекта об освобождении от уплаты подоходного налога, поданного в территориальный орган Государственной налоговой службы. Период, на который предоставляется освобождение, начинается с налогового периода, следующего за периодом, в течение которого было подано заявление об освобождении от уплаты подоходного налога, или с начала налогового периода, в течение которого было подано заявление, при условии его подачи не позднее 31 марта соответствующего налогового периода. Срок, на который предоставляется освобождение от уплаты подоходного налога, не зависит от того, получен ли налогооблагаемый доход или понесены убытки в период, на который было получено освобождение.

(4) Вновь созданные хозяйствующие субъекты, указанные в части (1), имеют право на освобождение от уплаты подоходного налога и в первый налоговый период, который начинается со дня их регистрации в соответствии с частью (2) статьи 121, при условии подачи заявления об освобождении от уплаты подоходного налога до 31 декабря первого налогового периода. Освобождение остается в силе, если при подведении итогов за первый налоговый период, на который было предоставлено освобождение, вновь созданный хозяйствующий субъект соответствует условиям, предусмотренным частью (1). Если вновь созданный хозяйствующий субъект, получивший освобождение от уплаты подоходного налога на первый налоговый период, по итогам данного периода не соответствует условиям части (1), право на освобождение автоматически теряет юридическую силу, а хозяйствующий субъект обязан уплатить подоходный налог в порядке и сроки, установленные статьей 87.

(5) Территориальный орган Государственной налоговой службы обязан незамедлительно зарегистрировать заявление об освобождении от уплаты подоходного налога и выдать хозяйствующему субъекту второй экземпляр заявления с регистрационным номером и печатью территориального органа. Если территориальный орган отказывается зарегистрировать заявление, хозяйствующий субъект направляет его по почте заказным письмом. Дата отправки письма считается датой подачи заявления об освобождении от уплаты подоходного налога.

(6) Хозяйствующий субъект лишается права на освобождение от уплаты подоходного налога, если он:

a) при подаче заявления об освобождении от уплаты подоходного налога не соответствовал требованиям части (1) и/или относился к одной или нескольким категориям хозяйствующих субъектов, определенных пунктами a)-i) части (2);

b) в период действия освобождения от уплаты подоходного налога стал относиться к одной или нескольким категориям хозяйствующих субъектов, определенных пунктами a)-i) части (2);

c) в период действия освобождения от уплаты подоходного налога, в том числе в начале данного периода, по итогам налогового периода имеет задолженности по налогам и сборам перед национальным публичным бюджетом;

d) не представил в установленные сроки налоговые отчеты за предыдущий налоговый период;

e) по итогам налогового периода не соответствует условиям, предусмотренным пунктами a)-d) настоящей части и пунктом с) части (1), - для обслуживающего сельскохозяйственного кооператива.

Лишение права на освобождение от уплаты подоходного налога в случаях, предусмотренных пунктами a)-е), осуществляется на основании мотивированного решения территориального органа Государственной налоговой службы.

Перечень причин лишения права на освобождение от уплаты подоходного налога является исчерпывающим, не может быть дополнен и истолкован более широко.

(7) Прекращение соответствия хозяйствующего субъекта требованиям, установленным пунктами a) и b) части (1), не является основанием для лишения его права на освобождение от уплаты подоходного налога, за исключением случаев, предусмотренных частями (2) и (4).

(8) Хозяйствующий субъект лишается права на освобождение от уплаты подоходного налога в случае, предусмотренном:

а) пунктом а) части (6) - освобождение считается недействительным со дня получения освобождения от уплаты подоходного налога;

b) пунктом b) части (6) - за налоговый период, в котором выявлены соответствующие обстоятельства;

с) пунктом с) части (6) - за налоговый период, в котором выявлено нарушение, если он не погасил задолженность в течение 20 рабочих дней и если было вынесено решение о применении налоговых санкций и/или о взимании дополнительно начисленных налога и сбора, при условии, что вынесенное решение не было добровольно выполнено в 30- дневный срок (в соответствии со статьей 252);

d) пунктом d) части (6) - за налоговый период, в котором выявлено нарушение, если он не представил налоговые отчеты за предыдущий налоговый период в течение 20 рабочих дней со дня истечения срока, установленного налоговым законодательством для представления налоговых отчетов;

e) пунктом f) части (6) - за налоговый период, в течение которого выявлены соответствующие обстоятельства.

(9) Хозяйствующий субъект, лишенный права на освобождение от уплаты подоходного налога, обязан:

a) в случаях, предусмотренных пунктом a) части (6), - выполнить обязательства по уплате подоходного налога в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Данный хозяйствующий субъект не может повторно получить освобождение от уплаты подоходного налога;

b) в случаях, предусмотренных пунктом b) части (6), - выполнить обязательства по уплате подоходного налога в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством, начиная с налогового периода, в течение которого он относился к одной или нескольким категориям хозяйствующих субъектов, определенных пунктами a)-i) части (2);

c) в случаях, предусмотренных пунктами c), d) и e) части (6), - выполнить налоговые обязательства в соответствии со статьей 84 начиная с налогового периода, в котором были выявлены нарушения, без применения санкций.

(10) Хозяйствующие субъекты, указанные в части (1), сразу же по истечении срока освобождения от уплаты подоходного налога, охватывающего три налоговых периода, имеют право на снижение в течение двух налоговых периодов на 35 процентов ставок подоходного налога, предусмотренных статьей 15. Лишение хозяйствующих субъектов права на снижение ставок подоходного налога исчерпывающе регламентируется пунктами b)-е) части (6), частью (7), пунктами b)-е) части (8) и пунктами b)- е) части (9).

(11) Образец заявления об освобождении от уплаты подоходного налога утверждается Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов по согласованию с Министерством экономики.

(12) Указанные в части (1) хозяйствующие субъекты пользуются льготами по освобождению от уплаты подоходного налога и последующему снижению ставок подоходного налога на 35 процентов только один раз.

(13) Налогообложение резидентов зон свободного предпринимательства имеет следующие особенности:

а) налог на доход резидентов, полученный от экспорта происходящих из зоны свободного предпринимательства товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, взимается в размере 50 процентов от установленной в Республике Молдова ставки;

b) налог на доход от деятельности резидентов в зоне свободного предпринимательства, за исключением указанной в пункте а), взимается в размере 75 процентов от установленной в Республике Молдова ставки;

с) резиденты, инвестировавшие в основные фонды своих предприятий и/или в развитие инфраструктуры зоны свободного предпринимательства капитал, эквивалентный не менее чем 1 миллиону долларов США, освобождаются от уплаты налога на доход, полученный от экспорта происходящих из зоны свободного предпринимательства товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, в течение трех лет начиная с квартала, следующего за кварталом, когда был достигнут указанный объем инвестиций;

d) резиденты, инвестировавшие в основные фонды своих предприятий и/или в развитие инфраструктуры зоны свободного предпринимательства капитал, эквивалентный не менее чем 5 миллионам долларов США, освобождаются от уплаты налога на доход, полученный от экспорта происходящих из зоны свободного предпринимательства товаров (услуг) за пределы таможенной территории Республики Молдова, в течение пяти лет начиная с квартала, следующего за кварталом, когда был достигнут указанный объем инвестиций.

(14) Разрешается вычет расходов, понесенных сельскохозяйственными предприятиями в связи с содержанием находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения, согласно нормативам, установленным при разработке бюджета.

Статья 49-1 Организации в области науки и инноваций

Организации в области науки и инноваций, аккредитованные Национальным советом по аккредитации и аттестации, освобождаются полностью от уплаты подоходного налога при условии, что сумма подоходного налога, начисленная и не уплаченная в бюджет, используется на финансирование проектов в области науки и инноваций, которые подпадают под действие статьи 60 Кодекса Республики Молдова о науке и инновациях. Освобождение предоставляется начиная с налогового периода, в котором организация в области науки и инноваций была аккредитована Национальным советом по аккредитации и аттестации. В случае отзыва свидетельства об аккредитации организация в области науки и инноваций лишается права на освобождение начиная с налогового периода, в котором было отозвано свидетельство об аккредитации.

Статья 49-2. Налоговые льготы по инвестициям

(1) Предприятия, уставный капитал которых сформирован или увеличен в предусмотренном законодательством порядке или которые осуществляют капитальные инвестиции (затраты) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 250 тысячам долларов США, освобождаются от уплаты 50 процентов подоходного налога начиная с налогового периода, в котором с налоговым органом было заключено соглашение об освобождении от налога в соответствии с положением, утвержденным Правительством, в течение пяти налоговых периодов при условии, что не менее 80 процентов начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога реинвестируется в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики.

(2) Предприятия, уставный капитал которых сформирован или увеличен в предусмотренном законодательством порядке или которые осуществляют капитальные инвестиции (затраты), освобождаются от уплаты подоходного налога начиная с налогового периода, в котором с налоговым органом было заключено соглашение об освобождении от подоходного налога в соответствии с положением, утвержденным Правительством, на последующие налоговые периоды в зависимости от размера сформированного или увеличенного уставного капитала или размера осуществленных капитальных инвестиций (затрат) следующим образом:

а) на три года - если размер уставного капитала, сформированного или увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам долларов США, при условии, что не менее 80 процентов начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога реинвестируется в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики;

b) на три года - если размер уставного капитала, сформированного или увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 5 миллионам долларов США, при условии, что не менее 50 процентов начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога реинвестируется в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики;

с) на три года - если размер уставного капитала, сформированного или увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, при условии, что не менее 25 процентов начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога реинвестируется в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики;

d) на четыре года - если размер уставного капитала, сформированного или увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 20 миллионам долларов США, при условии, что не менее 10 процентов начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога реинвестируется в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики;

е) на четыре года - если размер уставного капитала, сформированного или увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США.

(3) Налоговые льготы, предусмотренные частями (1) и (2), предоставляются, если одновременно соблюдаются следующие условия:

а) эти предприятия соответствуют условиям, предусмотренным пунктом d) части (1) статьи 8;

b) эти предприятия не пользовались и/или не пользуются подобными льготами, предусмотренными в случае формирования или увеличения уставного капитала.

(4) Предельный срок реинвестирования в развитие собственного производства (работ, услуг) либо в государственные или отраслевые программы развития национальной экономики в размерах, установленных исходя из начисленной и не внесенной в бюджет суммы подоходного налога согласно части (1) и пунктам a)-d) части (2), устанавливается в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором истек срок действия налоговой льготы, предусмотренной частью (1) и пунктами a)-d) части (2).

(5) Налоговые льготы, предусмотренные частями (1) и (2), не предоставляются предприятиям, уставный капитал которых сформирован или увеличен за счет либо долгосрочные материальные активы которых были частью уставного капитала или капитальных инвестиций (затрат) предприятий, имеющих право на налоговые льготы, предусмотренные частями (1) и (2).

(6) Предприятия, соответствующие условиям, предусмотренным частью (2), сразу же по истечении срока освобождения от подоходного налога вправе пользоваться льготой по подоходному налогу еще в течение трех налоговых периодов при условии, что в налоговом периоде, на который запрашивается эта налоговая льгота, размер уставного капитала, увеличенного в предусмотренном законодательством порядке, или осуществленных капитальных инвестиций (затрат) превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США.

(7) Предприятия, в том числе пользовавшиеся льготами по подоходному налогу при формировании или увеличении уставного капитала в предусмотренном законодательством порядке в размере, превышающем сумму, эквивалентную 2 миллионам долларов США (в прежней редакции закона), вправе пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными частями (2) и (6), при условии, что общий период пользования льготами, в том числе предоставленными ранее, не превышает семи налоговых периодов.

(8) Предприятиям, которым предоставлялись льготы по подоходному налогу в соответствии с положениями настоящей статьи в прежней редакции, может продлеваться предоставление соответствующей льготы при соблюдении условий, установленных в момент предоставления льготы.

Статья 50. Страховая деятельность

(1) Положения настоящей статьи применяются в отношении той части предпринимательской деятельности налогоплательщика, которая заключается в осуществлении страховой деятельности.

(2) Разрешается вычет выплаченных страховых сумм и страховых возмещений, а также других выплат держателям страховых полисов, обладающим правом на их получение, подлежавших выплате в соответствии с договорами страхования и перестрахования и условиями аннуитетов.

(3) Разрешается вычет расходов, связанных с формированием резерва взносов по долгосрочным видам страхования и страхового пенсионного фонда, запасного фонда по остальным видам страхования (технических резервов) и фонда предупредительных мероприятий, в порядке, установленном Правительством.

Статья 51. Органы публичной власти и публичные учреждения,

освобожденные от налога

От налога освобождаются органы публичной власти и публичные учреждения, финансируемые за счет средств национального публичного бюджета.

Статья 51-1. Публичные и частные медико-санитарные учреждения

Публичные и частные медико-санитарные учреждения освобождаются от налога на доход от деятельности по оказанию медицинских услуг, связанных с реализацией Единой программы обязательного медицинского страхования (согласно договорам, заключенным с Национальной кассой медицинского страхования).

Статья 52. Некоммерческие организации, освобожденные от налога

(1) К некоммерческим организациям, освобожденным от налога, могут относиться:

а) учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры;

b) общества слепых, глухих и инвалидов, общества ветеранов и другие общественные объединения, фонды, благотворительные организации, занимающиеся исключительно:

- оказанием материальной помощи и бесплатных услуг инвалидам, больным, одиноким, сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, многодетным семьям, безработным, лицам, пострадавшим вследствие войн, стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий;

- деятельностью, относящейся к защите прав человека, образованию, приобретению и распространению знаний, здравоохранению, социальной помощи населению, культуре, искусству, любительскому спорту, ликвидации последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды и иным сферам, имеющим общественно полезный характер, в соответствии с законодательством об общественных объединениях и о фондах;

с) религиозные организации, объединения работодателей, предпринимателей и фермеров и другие объединения, организованные в целях создания благоприятных условий для реализации и защиты производственных, научно-технических, социальных и иных общих интересов хозяйствующих субъектов;

d) коллегии и союзы адвокатов, союзы и объединения нотариусов и нотариальные палаты;

е) партии и другие общественно-политические организации.

(2) Некоммерческие организации, указанные в части (1), освобождаются от налога, если они отвечают следующим требованиям:

а) зарегистрированы или созданы в соответствии с законодательством и в их уставе, положении или другом документе указаны конкретные виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, и ее статус как некоммерческой организации, а также содержится запрет на распределение дохода или собственности между членами организации, учредителями или частными лицами, в том числе в процессе реорганизации и ликвидации некоммерческой организации;

b) направляют весь свой доход от деятельности, предусмотренной уставом, положением или другим документом, на выполнение целей, предусмотренных уставом, положением или другим документом;

с) не используют какую бы то ни было часть собственности или дохода для выгоды какого-либо члена организации, учредителя или частного лица;

d) не поддерживают какую-либо политическую партию, избирательный блок или кандидата в органы публичной власти, а также не используют какую бы то ни было часть доходов или собственности для их финансирования.

(3) Ограничения, предусмотренные подпунктом d) части (2), не распространяются на организации, указанные в подпункте е) части (1).

(4) Организации, указанные в подпунктах а), с), d) и е) части (1), признаются некоммерческими и освобождаются от уплаты налога при соблюдении требований настоящей статьи по решению территориальных налоговых органов. Решение выносится на основании заявления уполномоченных лиц соответствующих организаций. К заявлению прилагаются устав, положение или другой документ, включающие положения в отношении обязательств по выполнению требований настоящей статьи, а также свидетельство о государственной регистрации, если таковая предусмотрена законодательством. Уполномоченные лица соответствующих организаций, кроме вновь созданных, представляют также декларацию, предусмотренную частью (2) статьи 83, по предыдущим отчетным периодам, но не более чем за два последних налоговых года. Основанием для отказа в признании организации некоммерческой и в освобождении ее от уплаты налога является невключение в устав, положение или другой документ положений в отношении обязательств по выполнению требований настоящей статьи либо наличие налоговых обязательств. Решение о признании организации некоммерческой и об освобождении ее от уплаты налога принимается в течение 30 дней со дня представления документов, предусмотренных настоящей частью. Копия решения выдается заявителю в трехдневный срок.

(5) Организации, указанные в подпункте b) части (1), могут быть временно освобождены от уплаты налога по решению территориальных налоговых органов в порядке, предусмотренном частью (4), до получения государственного сертификата в соответствии с законодательством об общественных объединениях и о фондах. В случае отказа в предоставлении государственного сертификата указанные организации уплачивают налог по периоду временного освобождения на общих основаниях. После получения государственного сертификата основанием для освобождения от уплаты налога является наличие государственного сертификата и решение Сертификационной комиссии, которая представляет Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов перечень некоммерческих организаций, в отношении которых принято решение об освобождении от уплаты налога.

Статья 53. Побочный бизнес

(1) Побочный бизнес представляет собой любую предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, которая не влечет за собой освобождение от налога согласно статье 52.

(2) Побочный бизнес организаций, указанных в части (1) статьи 52, рассматривается как отдельный объект налогообложения, доход по которому облагается налогом по ставке, предусмотренной подпунктом b) статьи 15.

(3) Облагаемым доходом от побочного бизнеса является валовой доход, полученный организацией от регулярно ведущегося ею побочного бизнеса, уменьшенный на величину разрешенных в соответствии с главой 3 вычетов, непосредственно относящихся к такому бизнесу.

Статья 53-1. Предприятия, созданные обществами слепых, глухих и

инвалидов

Освобождаются от уплаты налога предприятия, созданные для выполнения уставных целей обществ слепых, глухих и инвалидов.

Статья 53-2. Сберегательно-заемные ассоциации граждан

Сберегательно-заемные ассоциации граждан освобождаются от уплаты налога.

Статья 53-3. Профсоюзные организации

Профсоюзные организации освобождаются от подоходного налога.

Статья 54. Организации иностранных государств, международные

организации и их персонал

(1) Доходы дипломатических и иных приравненных к ним представительств в Республике Молдова, их дипломатического и консульского, административно-технического и обслуживающего персонала, а также членов их семей (если они не являются гражданами Республики Молдова или не проживают в Республике Молдова постоянно) освобождаются от налога.

(2) Любое освобождение, предоставленное в соответствии с настоящей статьей, обусловливается предоставлением взаимных прав соответствующими государствами.

(3) В соответствии с международными договорами о технической и гуманитарной помощи, одной из сторон которых является Республика Молдова, освобождаются от налога доходы организаций иностранных государств, международных организаций, а также доходы, полученные иностранным персоналом (консультантами), выполняющим работу в рамках указанных международных договоров. Доходы работников, являющихся резидентами и выполняющих работу в рамках указанных международных договоров, облагаются налогом на общих основаниях, если в международном договоре не предусмотрено иное. Перечень международных договоров о технической помощи, одной из сторон которых является Республика Молдова, и проектов технической помощи утверждается Правительством.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок