Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Италия / Мнения / Налоги по наследству

Налоги по наследству

Скажу прямо, новость о том, что я в течение почти четверти века финансирую колониальную авантюру Муссолини в Эфиопии, застала меня врасплох

28.08.2012Московские новости

Значение бензина для итальянской экономики можно сравнить разве что с ролью водки в экономике советской. Если массовое спаивание населения в СССР при всех вождях гарантировало стабильно высокие доходы госбюджета, то акцизы на горючее – это палочка-выручалочка для местных государственных менеджеров.

О том, что цифры имеют магическое воздействие, знали еще древние римляне. Сегодня их потомки, живущие на Апеннинах, тоже склонны порой попадать под влияние круглых чисел, особенно, когда от них зависит хрупкое личное благополучие в лихолетье экономического кризиса.

В своей самой первой колонке «В стране воров» я уже рассказывал, как в ноябре 2011 года так называемый spread (то есть дифференциал между итальянскими гособлигациями и германскими «бундами»), преодолев психологический барьер в 500 пунктов, фактически отправил в отставку вчерашнего кумира нации Сильвио Берлускони. С тех пор прошел уже почти год. Правительство Марио Монти продолжает увлеченно экспериментировать с итальянской экономикой, пытаясь найти горькое, но эффективное лекарство для тяжелобольного, хотя многие убеждены, что пациент уже умер. Мифический spread балансирует где-то в районе 450 пунктов, но о необходимости отставки Монти никто ничего не говорит – видно, свыклись… Сам премьер после августовского отпуска в Швейцарии держится бодрячком и даже заявил на днях, что видит свет в конце туннеля, мол, конец кризиса не за горами. Конечно, до оптимизма Берлускони ему еще далеко. Тот незадолго до своей отставки публично вопрошал: «О каком кризисе идет речь? Все рестораны и самолеты забиты людьми!»

Но вернемся к магии цифр. В минувшую среду все мы стали свидетелями нового национального рекорда: впервые в истории цена бензина в Италии превысила 2 евро за литр. Вообще-то этот барьер был взят несколько раньше, просто платить такую цену автомобилистам приходилось на автострадах, где бензин всегда чуть дороже. Но вот специализированное издание Quotidiano Energia, которое ежедневно следит за ценами на горючее, зарегистрировало превышение 2 евро в так называемой «ординарной» розничной сети. Причем сразу в нескольких провинциях Центральной Италии. В Сиене, например, литр бензина стоил 2,008 евро. Возможно, именно эти неосязаемые восемь тысячных вызвали особую досаду. Во всяком случае, на следующий день многие газеты на первых полосах сообщили о «бензиновом шоке» на родине Ferrari и Lamborghini, где уровень моторизации населения – один из самых высоких в мире.

Ведущие организации по защите прав потребителей Federconsumatori и Adusbef были более конкретны. По их подсчетам, очередное повышение цен на бензин в среднем приведет к росту расходов каждой итальянской семьи в 2012 году на 768 евро. При этом сразу на 420 евро придется увеличить семейный бюджет на горючее, а еще в 348 евро обойдется косвенный рост цен на другие товары массового потребления из-за увеличения транспортных издержек. Кстати, защитники интересов потребителей заметили, что 768 евро среднестатистическая семья в Италии тратит на питание в течение 50 дней.

В итоге многие итальянцы либо вообще поставили свои автомобили в гараж до лучших времен, либо вынуждены сейчас существенно сократить использование личного автотранспорта. Несмотря на это, налоговые поступления за счет роста акцизов за первые четыре месяца нынешнего года увеличились сразу на 11,6 млрд евро. Но это поистине Пиррова победа. Сокращение потребления горючего никогда не было спутником экономического роста, в котором Италия сегодня нуждается, как никогда прежде…

Почти как водка

Значение бензина для итальянской экономики можно сравнить разве что с ролью водки в экономике советской. Если массовое спаивание населения в СССР при всех вождях гарантировало стабильно высокие доходы госбюджета, то акцизы на горючее – это палочка-выручалочка для местных государственных менеджеров. Чтобы было ясно, что я не преувеличиваю, придется произвести своего рода «рентгеноскопию» цены итальянского бензина.

Итак, собственно расходы по приобретению нефти на мировом рынке составляют в цене итальянского бензина всего лишь 36,3%. Еще 7,7% (и это один из самых высоких в Европе показателей) получают транснациональные компании, а оставшиеся 56% забирает себе заботливое государство: 38,6% цены на бензин – это различные акцизы, а еще 17,4% - это НДС которым облагаются все, включая вышеназванные акцизы. Вообще-то складывается абсурдная ситуация: потребитель вынужден платить налоги даже на налоги. Причем за время правления технократов во главе с Монти размеры акцизов повышались уже шесть раз.

И вот что интересно: налоги растут день ото дня, но правительство уверяет, что это временная мера. Эти жертвы надо принести на алтарь Отечества, чтобы начать масштабную программу реформирования и либерализации для обеспечения последующего экономического роста. Однако три ключевых сектора итальянской экономики упорно не желают поддаваться ни реформам, ни либерализации. Речь идет о банковском деле, страховом бизнесе и энергетической отрасли.

И вот тогда я решил разобраться, какие конкретно налоги собирает на автозаправках итальянское государство. Это потребовало некоторого времени и усилий, но в результате появился список 16 основных акцизов, который я привожу ниже с указанием года, когда был введен каждый налог:

2012 – расходы в зоне землетрясения в Абруццо плюс бонус автозаправщикам

2012 – преодоление последствий землетрясения в Эмилии-Романье

2011 – финансирование правительственного декрета «Спасти Италию»

2011 – преодоление последствий наводнения в Лигурии

2011 – решение проблемы резкого увеличения числа беженцев из Ливии

2011 – формирование национального фонда поддержки театра и кино

2004 – дотации по коллективному договору служащих железных дорог

1996 – финансирование миссии национального воинского контингента в Боснии

1983 – финансирование миссии национального воинского контингента в Ливане

1980 – преодоление последствий землетрясения в Ирпинии

1976 – преодоление последствий землетрясения во Фриули

1968 – преодоление последствий землетрясения в Беличе

1966 – преодоление последствий наводнения во Флоренции

1963 – помощь пострадавшим от Вайонтской катастрофы

1956 – поддержка миротворческих сил ООН в рамках разрешения Суэцкого кризиса

1935 – финансирование войны фашистской Италии в Абиссинии.

Менять, ничего не меняя

Скажу прямо, новость о том, что я в течение почти четверти века финансирую колониальную авантюру Муссолини в Эфиопии, застала меня врасплох.

Полагаю, что, узнав об этом, многие итальянцы в очередной раз задумаются над тем, стоит ли вообще платить налоги. Причем необходимость солидарной помощи общества людям, пострадавшим от разрушительных стихийных бедствий, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Сомнения появляются из-за того, что все вышеперечисленные налоги были предназначены для решения конкретных задач и носили временный характер. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Вот и продолжают граждане платить по счетам дуче, которого казнили еще до того, как была образована сама Итальянская республика.

«Рентгеноскопия» цены итальянского бензина невольно наводит на серьезные размышления. Один из выводов очевиден: итальянцы тянут на себе тяжелейший воз застарелых проблем, доставшихся им в наследство от далекого и недавнего прошлого. Времена меняются, а проблемы остаются. Если, например, заглянуть в средневековую Италию или даже на полтора века назад, в эпоху Risorgimento (объединения Италии), то там обнаружатся корни множества исторических явлений, которые прорастают в наши дни и ставят перед современным обществом вопросы, ответы на которые оно не в силах найти.

Недаром выдающийся итальянский кинорежиссер, создатель лучших сатирических комедий Марио Моничелли в конце свой долгой и богатой событиями жизни пришел к твердому убеждению, что этой стране, как воздух, нужна революция. Но в том-то и дело, что особенности национального характера, к сожалению, а может быть, к счастью, не позволяют итальянцам делать столь резких движений.

Менять, ничего не меняя, - вот он принцип, который веками культивировался на Апеннинах.

Как никто другой знал эту черту характера своих соотечественников великий патриот, интеллектуал и государственный деятель Массимо Д’Адзелио, памятник которому установлен в Турине. «Итальянцы хотели создать новую Италию, но остаться прежними старыми итальянцами с их моральным ничтожеством и убожеством, которые с незапамятных времен были их бичом. Они хотели реформировать Италию, но никто не задумался над тем, что для этого нужно сначала реформировать самих себя», - писал он в середине ХIХ века. Все-таки как хорошо, что это сказал один из Отцов нации. Иначе бы меня могли обвинить в клевете на целый народ.

Разместить:
Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)