Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Онлайн-конференции / Сложные вопросы расчета и уплаты НДС. Анализ судебных решений.

19.06.2013   Сложные вопросы расчета и уплаты НДС. Анализ судебных решений.

19 июня 2013 года на Российском налоговом состоялась онлайн-конференция на тему: «Сложные вопросы расчета и уплаты НДС. Анализ судебных решений». На вопросы наших пользователей в режиме он-лайн ответили ведущие специалисты компании «Первая Консалтингово-Инвестиционная Компания» и Учебного центра «СКБ Контур».

 

Горбова Наталья
Учебный центр «СКБ Контур»
Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Земляной Владислав
ООО «ПКИК»
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

1
Наталья

ООО «Южная продуктовая компания», Бухгалтер

Меня волнует вопрос формирования корректировочных счетов-фактур. Например, наша компания (продавец) отгрузила покупателю товар, но при приемка товара выяснилось, что часть товара не была ранее заказана и покупатель отказывается в получении части товара. Мне надо переделывать первоначальные отгрузочные документы или надо надо оформлять корректировочную счет-фактуру? От покупателя не прошу создавать никакие документы, потому что он применяет специальный режим и выписывать мне счета-фактуры с выделенной сумме НДС он не будет.
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Согласно п. 13 ст. 171 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

Вычеты суммы разницы, указанной в п. 13 ст. 171 НК РФ, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Статья 168 НК РФ устанавливает, сто при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ.

Таким образом, необходимо после получения документов от покупателя об изменении объема поставки товаров (дополнение в соглашение, договор, письмо и т.д.) выставить корректировочную счет-фактуру. Либо сделать все эти документы самостоятельно и передать их на подпись покупателю.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Корректировочный счет-фактура выставляется, в частности, в случае, если при приемке товара покупатель выявил расхождение количества товаров, полученных покупателем, по сравнению с количеством, указанным продавцом в накладных и счетах-фактурах, например недостачу (письма Минина России от 12.05.2012 г. № 03-07-09/48, ФНС России от 01.02.2013 г. № ЕД-4-3/1406@).
В вопросе указано, что покупатель применяет специальный налоговый режим, а поэтому, независимо от наличия факта постановки покупателем товаров на учет продавец должен выставить ему корректировочный счет-фактуру (письмо Минфина России от 31.07.2012 г. № 03-07-09/96), т.к. обязанность составлять счета-фактуры возложена только на плательщиков НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Важно, что выявленная недостача должна быть зафиксирована заключением комиссии. При отказе покупателя от приемки части отгруженных товаров, продавец выставляет корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров в связи с уточнением количества отгруженных товаров. В том случае, когда счет-фактура на момент приемки товара покупателем уже зарегистрирован продавцом в книге продаж, тогда при возврате части товара продавец вправе предъявить к вычету соответствующую сумму НДС.

Корректировочные счета-фактуры выставляются продавцом при наличии, в частности первичного документа (двустороннего акта), подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости отгруженной продукции в связи с уточнением количества отгруженной продукции (письма ФНС России от 11.04.2012 г. № ЕД-4-3/6103@, от 12.03.2012 г. № ЕД-4-3/4100@).

Корректировка первичных документов возможна двумя способами.

1) Первый заключается в том, что инициирует поправки в первичные документы лицо, по вине которого произошла недостача. Он вправе внести изменения в отгрузочные документы (товарная, транспортная накладная).

Исправление первичных документов допускается законодателем, нужно только, чтобы поправки были согласованы участниками хозяйственных операций, а сами поправленные документы были заверены лицами, которые подписали их изначально. Измененные документы позволяют скорректировать расчеты между сторонами договора поставки.

2) Второй вариант не предполагает внесения изменений  в документы. Товар приходуется по тем документам, которые есть, в дополнение составляется двусторонний акт приемки, в котором отражается фактическое количество поступившего товара и в адрес поставщика выставляется претензия, которая и служит одним из оснований выставления корректировочного счета-фактуры (в качестве удовлетворения претензий покупателя).

2
Лидия Ивановна

Наш поставщик выставил нам счет-фактуру с ошибкой, то есть, указал неверную ставку налог. Вместо ставки НДС 18% была указана ставка налога 10%. Ошибку мы не заметили, внести исправления в счет-фактуру, возможности уже нет. Как нам быть с вычетом в такой ситуации?
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Конституционный Суд РФ в Определении от 15.05.2007 г. № 372-О-П указал, что налоговая ставка является неотъемлемым элементом налогообложения и налогоплательщик не вправе произвольно ее менять или отказаться от применения. Аналогичную позицию высказал и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 г. № 9252/05). Налогоплательщик не имеет права по своему усмотрению изменять установленную законодательством ставку налога, так как это противоречит принципу равенства налогообложения.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 13893/08, помимо довода о неправомерности изменения предусмотренной законодательством ставки НДС, также указано, что счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют обязательным требованиям подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ. Поэтому согласно п. 2 ст. 169 НК РФ такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.

Если покупатель получил от поставщика счет-фактуру с выделенным НДС, который исчислен по ставке, отличной от предусмотренной ст. 164 НК РФ для соответствующих товаров (работ, услуг), то в применении налогового вычета покупателю, скорее всего будет отказано по указанным выше основаниям. При этом анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды принимают позицию налоговых органов и доказать право на получение вычета в данных обстоятельствах практически невозможно.

Таким образом, счета-фактуры, составленные с нарушениями, основанием для вычета НДС быть не могут (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Ставка НДС, указанная в счете-фактуре является одним из важных реквизитов, правильное отражение которого соответствует реальной сумме налога начисленного и сумме налога, принимаемого к вычету. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ отказ в вычете будет правомерен, в случае если ошибки в счете-фактуре не позволяют налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумму налога, а также налоговую ставку.

Счет-фактуру, в котором допущены такие нарушения, можно признать не действительным и покупатель не может его зарегистрировать в книге покупок. Такой счет-фактура не может являться основанием для принятия к вычету НДС (письма Минфина России от 30.05.2013 г. № 03-07-09/19826, от 25.04.2011 г. № 03-07-08/124, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 г. № 13893/08).

Поэтому, если поставщик допустил ошибку, указав в счете-фактуре ставку 10 процентов вместо 18, права на налоговый вычет по такому счету-фактуре нет.

Можно посоветовать обратиться к поставщику с просьбой внести исправления в счет-фактуру. В этом случае исправленный счет-фактуру можно будет зарегистрировать в книге покупок в том периоде, когда внесены исправления. В случае, если налогоплательщик воспользовался вычетом по НДС по первоначальному (с неправильной ставкой) счету-фактуре, необходимо внести во все регистры налогового учета исправления в соответствии с законодательством и в налоговую декларацию за соответствующий период.

Из вопроса следует,  что возможности внести исправления в первоначальный счет-фактуру нет, поэтому, представляется, что налогоплательщику необходимо самостоятельно «аннулировать» право на вычет.

3
Ольга

Моя компания работает на УСН. Но наш покупатель по ошибке перечислил нам деньги за товар, указав в платежном поручении "в том числе НДС 18 256-00 рублей!". Хотя мы не выставляли счет-фактуру и в накладной сумма налога не была выделена. Нам теперь следует оплатить НДС в бюджет? Если это так, то мы имеем право взыскать с покупателя расходы на уплату НДС, который мы не должны были платить?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Обязанность перечислить НДС в бюджет налогоплательщика, применяющего УСН, возникает только в том случае, если выставлен счет-фактура с выделенным НДС. В этом случае вся сумма НДС подлежит уплате в бюджет на основании п.5 ст. 173 НК РФ. В иных случаях, организация, применяющая УСН, не уплачивает НДС. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 05.04.2013 г. № 03-07-11/11247. В ситуации, изложенной в вопросе, можно порекомендовать согласовать с контрагентом вопрос с позиции, что сумма НДС ошибочно перечислена, т.к. в первоначальных документах она не выделялась. Поэтому подлежит возврату контрагенту.

Возможен второй вариант: увеличить на эту сумму обязательства организации. При этом обязательно должно быть заключено двустороннее соглашение на изменение объемов поставки товаров. Аналогичная позиция изложена в ряде решений судов, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 02.11.2011 г. № А40-131937/10-59-1153.

Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 НК РФ. Условиями принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), помимо наличия счетов-фактур, соответствующих требованиям подп. 5, 6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ), являются наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, и принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг), подтвержденное соответствующими первичными документами (п.1 ст.172 НК РФ).

Так как вами не предоставлялись Покупателю документы с указанием НДС, то платить НДС в бюджет вы как лицо, использующее УСН не обязаны.

Исправить данную ситуацию просто. Надо чтобы покупатель написал письмо в Банк с указанием на ошибочное назначение платежа в части НДС и указал его без НДС и копию с отметкой передал Вам.
Если он этого делать не будет, вам доначислят НДС и арбитражный суд признает это правомерным, то вы сможете взыскать его с покупателя, при условии, что у вас есть все документы, подтверждающие уведомление покупателя о том, что вы находитесь на УСН.

4
Виолетта

Нужно ли мне выписывать счет-фактуру на аванс, если оплата за товар от покупателя поступает на расчетный счет, например, 13 мая, а я вижу эту оплату в банковской выписке только 14 мая, а отгрузка по товару происходит 15 или 16 мая?
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав вы обязаны предъявить покупателю НДС к уплате (абз. 2 п. 1 ст. 168 НК РФ), а также выставить счет-фактуру.

Сделать это необходимо не позднее пяти календарных дней со дня поступления аванса (абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ).

Порядок выставления и регистрации «авансовых» счетов-фактур закреплен в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, которым утверждены новые формы и Правила заполнения счетов-фактур, книг покупок, книг продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Таким образом, вам необходимо выписывать счет-фактуру на аванс.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Однозначного ответа на ваш вопрос нет. Налоговый кодекс и Постановление 1137 прямо не разрешают не выставлять «авансовый» счет-фактуру в этой ситуации. Статьи 168 и 169 НК РФ, а также Правила ведения книги продаж (п. 17) устанавливают ситуации, при которых «авансовый» счет-фактура не выставляется. Этот перечень закрытый и рассматриваемой ситуации в нем нет. Согласно нормам законодательства, счет-фактура оформляется на каждый аванс. Поэтому если сначала получен аванс, а потом отгружен товар, то выписать счет-фактуру придется дважды: в момент получения авансового платежа и в момент отгрузки товара. При этом, по мнению МФ РФ, если получение предоплаты и отгрузка состоялись в пределах пяти календарных дней, то можно сразу выставлять счет-фактуру по отгрузке, а «авансовый» счет-фактуру не выставлять (письмо МФ РФ от 12.10.2011 г. №, от 06.03.2009 г. №). Однако эти действия, в случае, если авансовый платеж и отгрузка – совершаются в одном налоговом периоде, а получение товара покупателем – в другом налоговом периоде, могут привести к проблемам с вычетом у покупателя. Помним, что одним из условий вычета является принятие к учету приобретенных товаров.

Мнение ФНС РФ по этому вопросу отличное: счета-фактуры необходимо выставлять и на сумму полученной предоплаты, и при отгрузке, даже если отгрузка происходит в течение пяти дней после получения аванса (письма ФНС РФ от 10.03.2011 г. № КЕ-4-3/3790, от 15.02.2011 г. № КЕ-3-3/354@).

Мнение судов: если оплата и отгрузка состоялись в одном налоговом периоде, то в данном случае оплата не является авансовым платежом и, следовательно, не требуется заполнять строку 5 счета-фактуры, в которой указываются платежно-расчетные реквизиты (Постановления Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 г. № 10022/08, ФАС Московского округа от 23.12.2009 г. № КА-А40/13012-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 г. № А53-5313/2007-С5-23).

Вывод: с позиции прямого прочтения норм законодательства и мнения ФНС РФ, необходимо выставлять и авансовый и отгрузочный счета-фактуры. К слову говоря, при выполнении таких действий Вам будет легче составить декларацию, т.к. указанные в ней данные не будут расходиться с показателями в других документах.

Еще одно важное обстоятельство: НК РФ не предусматривает ответственности за несвоевременное выставление счета-фактуры, а вот за то, что налогоплательщик не выставил «авансовый» счет-фактуру может последовать наказание как за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по ст. 120 НК РФ.

5
Лиана

Наше предприятие в качестве инвестиционного взноса передает партнеру (у которого имеет долю уставного капитала) имущественный комплекс. Является ли такая передача объектом обложения НДС?
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Спасибо за интересный вопрос! Он примечателен тем, что решение, которое вроде бы лежит на поверхности не является верным. Ниже вы найдете верное решение по вашему вопросу:
Согласно пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:
• реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
• передача имущественных прав.
При этом пп.4 п.3 ст. 39 НК РФ  не признает реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Таким образом, передача имущественного комплекса (в том числе предприятия как имущественный комплекс целиком) в качестве вклада в уставной капитал не облагается НДС.
При этом на основании подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ.
Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (письмо УФНС РФ по г. Москве № 19-11/005454 от 24.01.2007 г.).
Следовательно, суммы НДС, принятые к вычету по передаваемому имуществу в уставной капитал, подлежат восстановлению в порядке описанном выше.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно общим положениям п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам  подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае, в частности, передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Можно предположить, что в вопросе речь идет о передаче основного средства. В этом случае, восстановлению подлежит сумма НДС пропорционально остаточной стоимости имущества.

Есть несколько важных обстоятельств. Одним из определяющих условий применения подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ является передача имущества, имущественных прав или нематериальных активов именно в качестве вклада в уставный капитал (вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации). Однако, если осуществляется передача в ПИФы, то данный порядок восстановления НДС не применяется (письмо Минфина России от 15.01.2008 г. № 03-07-11/09). К сожалению, из вопроса не ясно, кому и на какие цели передается имущественный комплекс.

Кроме того, если такая передача не является вкладом в уставный капитал и не изменяет номинальную стоимость долей, то можно предположить, что это была по своей сути передача на безвозмездной основе, а такая передача является объектом обложения НДС согласно ст. 146 НК РФ.

6
Дарья

Надо ли регистрировать в книге покупок счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Цель ведения книги покупок – определение суммы НДС к вычету (или возмещению). У организации (получателя имущества на безвозмездной основе) НДС включается в первоначальную стоимость, и права на вычет у нее нет на основании ст. 171 НК РФ. В силу этого, полученные при безвозмездной передаче счета-фактуры в книге покупок не регистрируются. А вот в журнале полученных и выставленных счетов-фактур такие счета-фактуры регистрируются в обычном порядке.

Дополнительно необходимо сообщить, что в случае дальнейшей реализации полученного на безвозмездной основе имущества, налоговая база будет определяться как разница между ценой продажи по договору с учетом НДС, акциза (для подакцизных товаров), соответствующей рыночным ценам и балансовой стоимостью имущества (п. 3 ст. 154 НК РФ). НДС исчисляется по расчетной ставке – 10/110 или 18/118.

Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Подпункт а п. 19 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 устанавливает, что счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не регистрируются в книге покупок.

Таким образом, не надо регистрировать в книге покупок счета-фактуры, полученные при безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы.

7
Алина Савина

Детский оздоровительный лагерь «Южное взморье» , Бухгалтер

Детский лагерь получает возмещение от своих работников за их питание в размере 40% стоимости питания. Лагерь является бюджетной организацией. Сумму «входного» НДС по питанию бухгалтерия относит на стоимость питания. Надо ли облагать НДС стоимость питания, возмещаемую работниками лагеря?
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Исходя из текста задачи, можно сделать вывод, что Детский лагерь осуществляет реализацию продуктов питания и готовых блюд своему персоналу со скидкой.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Следовательно, возмещение за питание своих работников подлежит налогообложению НДС.

Примечание:
Подпункт.5 п.2 ст. 149 НК РФ устанавливает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;

Таким образом, в случае, если Детский оздоровительный лагерь имеет статус образовательного учреждения, сам производит в своих столовых и там же реализует продукты питания и подпадает под действие подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, то возмещение работниками Детского лагеря питания не облагается НДС. Судебная практика по этому вопросу отсутствует в справочных правовых системах.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно подп.5 п.2 ст. 149 НК РФ реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям не подлежит налогообложению. Льгота в такой редакции указанной нормы НК РФ применяется с 1 октября 2012 года. Перечень организаций, имеющих право на льготу, является исчерпывающим. Следовательно, организации, прямо не названные в этом списке, права на льготу не имеют. Важным является то обстоятельство, что льгота применяется независимо от источника финансирования образовательной или медицинской организации.

В силу того, что в вопросе нет детальной информации по статусу комбината питания и детского лагеря, можно предположить, что комбинат питания, который организует питание детей в летнем оздоровительном лагере, по всей видимости, к таким категориям организации не относится. Указано, что детский лагерь является бюджетной организацией. Поэтому, при осуществлении бюджетным учреждением операций, подлежащих налогообложению НДС, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), необходимо вести раздельный учет таких операций.

Минфин России считает, что предоставление питания сотрудникам является безвозмездной передачей товаров (письмо Минфина России от 27.08.2010 г. № 16-15/22410). А значит, такая передача является объектом налогообложения. При этом возникает право принять сумму «входящего» НДС к вычету при наличии правильно оформленных счетов-фактур и соответствии требованиям ст.171 и ст. 172 НК РФ.

Судебная практика не так однозначна. Есть ряд решений, в которых указано, что если питание является частью системы оплаты труда, то объекта налогообложения не возникает (напр., Постановление ФАС Московского округа от 06.04.2012 г. № А40-65744/11-90-285).
В силу всех указанных обстоятельств, налогоплательщику необходимо самостоятельно проанализировать ситуацию и принять решение по вопросам, связанным с налогообложением НДС.

8
Светлана ООО «Мир света»

ООО «Мир света», Бухгалтер материального отдела

МЫ арендуем земельный участок у муниципального органа. Расскажите о порядке уплаты нами НДС как налогового агента. Нас интересуют сроки уплаты, порядок сдачи (особенности, если есть) и подготовки отчетности.
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

На основании подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ арендная плата за пользование земельным участком не облагается НДС. Однако на основании ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента с арендатора не снимаются. При этом, арендатор муниципального земельного участка не удерживает и не перечисляет НДС в бюджет. Налоговый агент (арендатор) выставляет счет-фактуру с отметкой «Без НДС». Отражается данная операция в разделе 7 Декларации по НДС как операция, не облагаемая НДС (основание – письмо Минфина России от 18.10.2012 г. № 03-07-11/436; письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.03.2007 г. № 19-11/28227).

Имеются решения судов, подтверждающие данную практику: Постановление ФАС Московского округа от 02.05.2007 г. № КА-А41/3222-07 по делу № А41-К2-16399/06; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2005 г. № Ф03-А51/05-2/2560.

Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Пункт 3 ст. 161 НК РФ устанавливает, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии со ст. 168. при исчислении суммы налога в соответствии с п. 1 – 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

Пунктом в) п. 1 раздела II Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» установлено, что налоговые агенты по п.3 ст. 161 НК РФ выписывают счет-фактуру и указывают полное или сокращенное наименование продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

Порядок сдачи отчетности
На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Статья 163 НК РФ установила налоговый период для налоговых агентов как квартал.
При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 173 НК РФ).

Порядок оплаты
На основании ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. При этом налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Сумма НДС уплачиваемого налогоплательщиком, как налоговым агентом должна быть прописана в разделе 2 Декларации по НДС.

Вычеты:
Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ одним из условий принятия к вычету НДС налоговыми агентами является его уплата. При этом налоговый агент может применить вычет лишь в периоде, следующем за тем, когда налог был уплачен и отражен в декларации по НДС (письмо Минфина России от 29.02.2012 г. № 03-07-11/54).

9
Инна

ООО «РеоБент», бухгалтер

Поставщик отгрузил нам товар с отсрочкой платежа 90 дней . ТОРГ12 и счет-фактура выписаны 1 мая 2013 года. До конца квартала мы не сможем реализовать весь товар, полученный по данному счет-фактуре. С поставщиком произведен расчет только за проданный товар. В результате НДС получится к возмещению. Как правильно в данном случае поступить: заявить в декларации вычеты полностью за приобретенный товар, или вычеты можно принять частично, пропорционально оплате за товар поставщику, и оставшуюся часть вычетов принять в следующем налоговом периоде, вести учет их на 19 счете? Взаимоотношения по данному вопросу с налоговой и в том, и в другом случае?
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
При этом согласно п. 2 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
На основании ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычет принимается в том размере, котором он указан в счет-фактуре и первичных документах, подтверждающих отгрузку.
Инна, в случае, если вам необходима более развернутая экспертиза вашего кейса,  обращайтесь после проведения конференции с документами, тогда будет возможно дать более детальный и полный ответ.

10
Галина

Разъясните, пожалуйста, порядок налогообложения НДС услуг оказываемых обществом в случае, если: сторона договора иностранное лицо, зарегистрированное в стране-участнице Таможенного союза. Предмет договора: 1. Транспортно-экспедиционные услуги. 2. Услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава. 3. Дополнительные услуги, связанные с организацией перевозки. Маршрут перевозки: а) перевозка между двумя географическими пунктами, расположенными на территории одной страны-участницы Таможенного союза (Республика Беларусь); б) перевозка с территории страны-участницы Таможенного союза (Республика Беларусь) на территорию иностранного государства без пересечения территории РФ (Литва, Польша и т.д.)
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Вы задали достаточно комплексный вопрос. Жалко, что он поступил от вас на самом исходе приема вопросов от участников конференции. Если вам потребуется более детальная проработка свяжитесь с нами после окончания конференции. Наш же ответ в рамках он-лайн конференции будет следующим:
С 1 октября 2011 г. услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Республики Беларусь оказываемые российским перевозчиком, облагаются по ставке 0% при условии ее документального подтверждения.
Взимание НДС при выполнении работ (оказании услуг) государством – членом Таможенного союза для другого государства – члена Таможенного союза с 1 июля 2010 г. осуществляется в соответствии с Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Протокол).
Согласно абз. 1 ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом (абз. 2 ст. 2 Протокола).
На основании подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола следует, что место реализации услуг по перевозке грузов определяется по месту осуществления деятельности налогоплательщика - исполнителя этих услуг.
Таким образом, услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом в государства – члены Таможенного союза, оказываемые российским перевозчиком, облагаются НДС в соответствии с российским законодательством.
До 1 октября 2011 г. указанные услуги облагались по ставке НДС 18%, так как подп. 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, устанавливающий нулевую ставку при перевозке грузов железнодорожным транспортом, применялся при железнодорожных перевозках за пределы Таможенного союза. Это объяснялось тем, что для подтверждения нулевой ставки на перевозочных документах требовались указанные в п. 5 ст. 165 НК РФ отметки таможенных органов (письмо Минфина России от 25.05.2011 г. № 03-07-13/01-19). На границе с Беларусью таможенный контроль отменен, и отметки не проставляются.
С 1 октября 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 164 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
В частности, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 9.1, которым установлено применение налоговой ставки 0% при реализации оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства – члена Таможенного союза.
Для подтверждения нулевой ставки на основании п. 5.1 ст. 165 НК РФ в налоговые органы представляется реестр перевозочных документов, оформленных при перевозках товаров железнодорожным транспортом, с указанием в нем даты реализации работ (услуг). Отметки таможенных органов не нужны.
Таким образом, подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ применяется для перевозок железнодорожным транспортом за пределы Таможенного союза, а подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ – в Беларусь. Заметим, что норма, установленная подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяется в отношении товаров, отгруженных начиная с 1 октября 2011 г. (письмо ФНС России от 07.09.2011 г. № ЕД-4-3/14566@).
Возможно, вам понадобятся более детальные разъяснения, поэтому вы можете обратиться к нам напрямую после конференции. Вся контактная информация доступна в Налоговом маркете
или на нашем сайте.

11
Галина

Уважаемый Владислав, спасибо за ответ. Видимо, я не совсем точно изложила суть вопроса. Наша организация является оператором в сфере железнодорожных перевозок (не перевозчик). В связи с этим мы не руководствуемся п.п.9, п.п.9.1 п.1 ст.164 НК РФ. При налогообложении нашей организацией применяются п.п.2.1, п.п.2.7, п.п.3.1 п.1 ст.164 НК РФ. Вопросов по налогообложению услуг по ст. НДС 0% при перевозках, обозначенных в вышеуказанных подпунктах у нас не возникает, т.к. в них всегда затрагивается территория РФ и есть пересечение границы. В моем вопросе были указаны маршруты перевозок, не проходящие по (через) территории(ю) России и интересует ставка НДС, которую необходимо применить к услугам, оказываемым при: а) перевозке между двумя географическими пунктами, расположенными на территории одной страны-участницы Таможенного союза (Республика Беларусь); б) перевозке с территории страны-участницы Таможенного союза (Республика Беларусь) на территорию иностранного государства без пересечения территории РФ (Литва, Польша и т.д.)
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

В соответствии с подп. 1 п.3.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;
Исходя из системного толкования положений данного пункта считаю, что ваши операции подлежат налогообложению НДС по ставке 0%.

При этом согласно ст. 2 протокола от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» при выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

Поэтому посмотрите еще законодательство Республики Беларусь.

12
Инна

Вопрос о вычетах частично по одной счет-фактуре в разных налоговых периодах да или нет? Если да, то как на практике? Набор документов очень даже небольшой : один счет-фактура от поставщика (уточнение товар импортный и указан номер ГТД), несколько счетов-фактур на реализацию, документы об частичной оплате поставщику. Вот и вся детализация.
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Мое мнение, что частичный вычет в вашем случае невозможен (см. письмо ФНС России и Минфина России от 30.03.2012 г. № ЕД-3-3/1057@).

13
Галина

Уважаемый Владислав, большое спасибо за ответ. Продолжение диалога после завершения Он-лайн конференции стало приятной неожиданностью. На самом деле вопрос очень непростой и неоднозначного толкования. Думаю, что Вас он тоже заинтересовал, как профессионала. У меня есть своя точка зрения по толкованию норм, установленных Протоколом от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее Протокол) и НК РФ . Но я скромный труженик на ниве бухгалтерского учета, а не юрист и у меня есть сомнения в том, что все понимаю верно. Излагаю: 1. Услуги, обозначенные в моем вопросе , подлежат обложению НДС по ст.18 % в случае, если они оказаны Российской организацией иностранному лицу, зарегистрированному в стране-участнице Таможенного союза (ТС) при перевозке между двумя географическими пунктами, расположенными на территории одной страны-участницы Таможенного союза. Так как заказчиком услуг является страна-участница ТС необходимо обратиться к Протоколу ( в силу требований ст.7 НК РФ нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства). Оказываемые российской стороной услуги относятся к пп.5 п.1 ст.3 Протокола, согласно которому место реализации услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг. Поскольку исполнителем услуг выступает российская компания, то при оказании услуг заказчику зарегистрированному в ТС, местом реализации таких услуг будет выступать территория Российской Федерации. Так как место реализации определяется Протоколом, к ст.148 НК РФ российский налогоплательщик не обращается. В ст.2 Протокола изложено следующее : «При выполнении работ, оказании услуг налоговая база (обращаемся к ст.154 НК РФ), ставки косвенных налогов (ст.164 НК РФ), порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) (ст.149 НК РФ) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.» Нормами п.1, п.2 ст.164 НК РФ не предусмотрено налогообложение рассматриваемых нами услуг при перевозке между двумя географическими пунктами, расположенными на территории одной страны-участницы Таможенного союза. Следовательно, такие услуги облагаются российским НДС по ставке 18% (п.3 ст.164 НК РФ). пп 3.1 п.1 ст.164 НК РФ, на который Вы ссылаетесь в своем ответе, не подходит к нашим ситуациям, т.к. обязательным условием для применения этой нормы является оказание услуг при перемещении товара через территорию РФ с территорий разных государств (иностранных и стран ТС )-проще говоря, транзит через территорию РФ. Если следовать такому толкованию норм, получается очень интересная ситуация: если Российская организация оказывает эти же услуги другой Российской организации ( которая тоже является членом ТС) при перевозке между двумя географическими пунктами, расположенными на территории одной страны-участницы ТС, то объект налогообложения отсутствует (нет реализации на территории РФ) -Без НДС. Согласно разъяснениям МФ РФ в письме от 23 ноября 2011 г. N 03-07-08/329 Протокол регулирует порядок взимания НДС по услугам, оказываемым на основании договорных обязательств между хозяйствующими субъектами, являющимися налогоплательщиками разных государств - членов Таможенного союза. В связи с этим данные положения в отношении услуг, оказываемых на основании договора между хозяйствующими субъектами РФ, не применяются. Не вижу логики. 2. Не понятно-территория какого государства признается местом реализации услуг , в случае, если они оказаны при перевозке товара с территории иностранного государства-члена ТС на территорию иностранного государства, не являющегося членом ТС, без пересечения территории РФ и обратно (с территории иностранного государства, не являющегося членом ТС на территорию государства-члена ТС), при условии, что заказчик зарегистрирован в стране-участнице Таможенного союза (ТС). Уважаемый Владислав, что Вы думаете о вышеизложенном мной ? Так хочется правильно заплатить налоги и спать спокойно!
Земляной Владислав
Земляной Владислав

ООО «ПКИК», Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик

Статья 2 Протокола от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 настоящего Протокола).
В соответствии с п.1 ст. 3 вышеуказанного Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства.
При этом подп. 5 п.1 ст. 3 Протокола указывают, что работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп.1 - 4 п.1 настоящей ст.3 Протокола. Положения, указанные в настоящем подпункте, применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Таким образом, необходимо смотреть законодательство Белоруссии.
Есть ли налогообложение в РФ по ставке 18% – большой вопрос при наличии вышеуказанного Протокола.

Также без документов и конкретики очень сложно понять, в чем Ваша проблема до конца и предложить Вам решение.
Я вижу, что для понимания вашей ситуации и выработки решения можно осуществить один из следующих вариантов:
• обратиться в Минфин РФ с просьбой высказать свое мнение по данной позиции (можно сделать как самостоятельно, так и через представителя). Но получение позиции Минфина может спасти Вас только от доначисления санкций (пени, штрафов), а от самой недоимки нет.
• обратиться к консультантам с четким изложением фактов, с документами и получить мотивированный ответ с предложениями по разрешению настоящего вопроса.
• Создать судебный прецедент и получить точное рабочее решение.

P.S. Поэтому, уважаемая Галина, у вас «все карты в руках», выбирайте наиболее предпочтительный вариант. Что касается нас, вы можете обратиться к  нам со всеми документами, мы проанализируем ситуацию с различных углов, в том числе и по законодательству Белоруссии, и предложим варианты решения вашей проблемы.

Галина
24 июня 2013 г. в 14:48

Владислав, спасибо большое за ответ и время, которое было потрачено Вами на консультацию,сверх отведенного на Он-лайн конференцию.

Желаю профессиональных успехов !

Виолетта
27 июня 2013 г. в 15:44

Уважаемые эксперты, спасибо вам огромное за предоставленные консультации. Особенно мне понравились ответы Владислава. Расскажите пожалуйста, как можно записаться к вам на прием и можно ли порекомендовать вас как специалиста моим коллегам (тоже бухгалтерам)? Адрес моей электронной почты: vita.romanyuk.1989@mail.ru

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок