Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Онлайн-конференции / Налоговая годовая отчетность 2012. Практикум бухгалтера.

28.03.2013   Налоговая годовая отчетность 2012. Практикум бухгалтера.

28 марта 2013 года на Российском налоговом портале состоится онлайн-конференция, посвященная актуальным вопросам подготовки годовой налоговой отчетности. Ведущие эксперты отрасли ответят на все вопросы. В рамках конференции будут  рассмотрены ключевые изменения в законодательстве в 2013 году, порядке внесения исправлений в налоговый учет и налоговую отчетность, а также новые требования к налоговой отчетности.

Горбова Наталья
Учебный центр «СКБ Контур»
Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

1
Валентина

ИП Зуева И.А., бухгалтер

Обязаны ли индивидуальные предприниматели на ЕНВД, ЕСХН сдавать бухгалтерский баланс начиная с 2013 года. И нужно ли сдавать баланс за 2012 год индивидуальным предпринимателям (ранее ИП были освобождены от этой обязанности)?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, если ведут налоговый учет. Для ИП, применяющих ОСНО, УСН, ЕСХН предусмотрено ведение налогового учета в специальных Книгах, а для ИП на ЕНВД налоговый учет сводится к учету физических показателей для исчисления налога. Следовательно, у ИП не возникает обязанности вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность за 2013 год. Что касается отчетности за 2012 год, то индивидуальные предприниматели также были освобождены от ведения бухгалтерской отчетности на основании п. 2 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ и, следовательно, от предоставления бухгалтерской отчетности.

2
Елена

В текущем году при сверке расчетов с поставщиком выявлено не представление документов на поставленый товар за 2011 год. Поставщик предъявил дубликат документов, как правильно провести в учете приобретение товара спустя длительное время?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

Если товар фактически был получен в 2011 году, в настоящий момент следует установить, как было оформлено его оприходование, и был ли он израсходован на производственные нужды. Как я понял, в рассматриваемом случае в бухгалтерском учете вообще никак не было отражено поступление ТМЦ. Однако это не говорит однозначно о том, что в периоде их фактического получения не было оформлено каких-либо документов, которые не нашли отражение в бухгалтерском учете.
Поэтому в настоящий момент следует поднять документы, в том числе, по инвентаризации имущества за 2011 год. Напомним, согласно ст. 12 Закона № 129-ФЗ и в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49 (далее – Указания), инвентаризацию имущества Вы были обязаны проводить не реже одного раза в год.
В случае если за 2011 год была проведена инвентаризация, то должны были выявить излишки товара. Излишки по итогам инвентаризации должны были оприходованы Дт 41 Кт 91.1. После того как получен дубликат документов отражаем бухгалтерской записью Дт 91.2  (84) Кт 60.  
Если за 2011 год была проведена инвентаризация но излишки не выявлены, то после того как получен дубликат документов отражаем бухгалтерской записью Дт 41 Кт 60
Если инвентаризация не проводилась, отражаем бухгалтерской записью Дт 41 Кт 60 (в случае если товар не продан) и Дт 91.2 (84)  Кт 60 ( в случае если товар продан в 2011 году).       
Обращаем внимание, что если ошибка для организации является существенной, исправления отражаются через счет 84 с пересчетом входящих остатков в бухгалтерской отчетности (п. 9 ПБУ 22/2010) Если ошибка не существенная,  то с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (Инструкция, по  применению плана счетов утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н;  п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

3
Ирина

Я ИП, применяю упрощенную систему налогообложения. По какой форме мне следует сдавать отчет за 2012 год и в какие сроки? Расскажите, что нового в законодательстве для предпринимателей в 2013 году, на что обратить внимание?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

За 2012 год вам необходимо отчитаться о своей деятельности в ИФНС до 30 апреля 2013 года.  Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 22.06.2009 г. № 58н.
При применении упрощенной системы налогообложения ИП в 2012 году вели учет в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 154н. Начиная с 01 января 2013 года, учет ведется в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 22.10.2012 г. № 135н.
Следует обратить внимание, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете!, индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством (письмо Минфина России от 08.08.2012 г. « 03-11-11/233).
Также, в приказе Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 г. «№ ММВ-7-3/829@.  для  упрощенцев подготовлены следующие формы документов:
– форма № 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения»;
– форма № 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения»;
– форму № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»;
– форму № 26.2-4 «Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения»;
– форму № 26.2-5 «Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения»;
– форму № 26.2-6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения»;
– форму № 26.2-7 «Информационное письмо»;
– форму № 26.2-8 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения».

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, представляют в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Форма и порядок заполнения декларации утверждены Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 г. № 58н (ред. от 20.04.2011 г., с изм. от 20.08.2012 г.) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2009 г. № 14493).
Традиционным является принятие в конце года пакета документов, касающихся изменений налогового законодательства. Перечислим наиболее важные из них, касающиеся индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Важным для индивидуальных предпринимателей с 2013 года является изменение суммы и порядка исчисления фиксированного платежа. Сумма фиксированного платежа за 2013 год увеличилась и составляет:
ПФР 32 479 руб. 20 коп. (5 205 x 2 x 12 x 26%)
ФФОМС 3 185 руб. 46 коп. (5 205 x 12 x 5,1%)
Итого: 35 664 руб. 66 коп.
Другим изменением для ИП, применяющих УСН, является возможность уменьшить авансовые платежи (налог) на всю сумму уплаченных фиксированных платежей, а не на 50%, как было ранее, при условии, что у ИП нет наемных работников.
Следует обратить внимание, что с 2013 года применяется новая форма Книги учета доходов и расходов при УСН, утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 г. № 26233).

4
Виталий

Наша компания купила автомобиль. Подскажите, надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. На это указано в письме Минфина России от 13.06.2012 г. № 03-03-06/1/303.
С 1 января 2013 г. утратил силу п. 11 ст. 258 НК РФ (Федеральный закон от 29.11.2012 г. № 206-ФЗ), согласно которому, основные средства, права на которые подлежат госрегистрации в соответствии с законодательством РФ, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Эти положения не касались транспортных средств.
В силу изложенных положений, транспортные средства, приобретенные и веденные в эксплуатацию до или после 1 января 20113 года, подлежат амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, независимо от факта их постановки на учет в органах ГИБДД.

Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

Действительно, до 1 января 2013 года п. 11 ст. 258 Налогового кодекса было предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Данная норма позволяла налоговым органам исключать суммы амортизации начисленные до момента государственной регистрации из налоговой базы. Минфин неоднократно возвращался к этому вопросу, указывая, что, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Таким образом, необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. (письмо Минфина России от 13.06.2012 г. № 03-03-06/1/303, от 20.11.2007 г. № 03-03-06/1/816).
Начиная с 1 января 2013 года, согласно Федеральному закону от 29.11. 2012 г. № 206-ФЗ, п. 11 ст. 258 НК РФ утратил силу, а в п. 4 ст. 259 были внесены соответствующие изменения: начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Таким образом, начисление амортизации следует начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию.

5
Раиса Березина

В каком порядке учитывать рекламу, размещенную в сети Интернет? Наша организация часто дает рекламу именно по Интернету, размещая рекламные ролики. Мы применяем общепринятую систему налогообложения.
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

В соответствии с положениями Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», сеть «Интернет» относится к информационно-телекоммуникационным сетям, и, следовательно, подпадает под нормы п. 4 ст. 264 Налогового кодекса.
Указанное мнение разделяют и представители Минфина. Так, расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме (письма Минфина РФ от 29.01.2007 г. № 03-03-06/1/41, от 21.09.2006 г. № 03-03-04/2/269).
Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные затраты, в целях ст. 252 Налогового кодекса, учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.
Обращаю внимание, что данные расходы нормировать не нужно.

6
Татьяна Дайнеко

Как правильно определить срок полезного использования основного средства для целей начисления налоговой амортизации, если оборудование нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

По общему правилу при определении такого срока необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Если основное средство в Классификации не поименовано, то срок его полезного использования можно установить самостоятельно, исходя из технических условий или рекомендаций изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ). Например, срок полезного использования может быть установлен по данным технического паспорта завода-изготовителя, или другой аналогичной технической документации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 г. № А27-10607/2011 п. 2).

Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

Для целей налогового учета срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Налогового кодекса и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1.
Если однозначно отнести основное средство к конкретной амортизационной группе не удается, то в соответствии с п. 6 ст. 258 НК РФ, срок полезного использования следует установить самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
Если же и это не дало желаемого результата можно попытаться определить срок полезного использования по аналогии с основными средствами, содержащимися в ОКОФ, однако в этом случае необходимо учитывать возможность споров с налоговой инспекцией.
Следует также иметь в виду, что, по мнению финансистов, по вопросам включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию основных средств, включаемых в амортизируемые группы, рекомендуется обращаться в Министерство экономического развития Российской Федерации. (письма Минфина России от 03.11.2011 г. № 03-03-06/1/711, от 16.11.2009 г. № 03-03-06/1/756).

7
Ирина Ардашева

Подскажите, нашей компанией проводятся акции для покупателей (розничных магазинов) следующего характера: если клиент покупает 2 упаковки товара, то третья упаковка ему идет бесплатно. Меня очень волнует вопрос начисления НДС. В прессе встречаю такие выводы, что если товар передается за какие-то работы (услуги), как вознаграждение, то мы не должны начислять НДС, потому что товар (пусть он и бесплатный) не является безвозмездно переданным. Как мне оформить документы, что мне сделать, чтобы при проверке доказать факт возмездности переданного товара, если можно сказать?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

По мнению Минфина, бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 31.03.2004 г. № 04-03-11/52).
Однако с подобным подходом можно и не согласиться. Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит определения безвозмездной передачи. А ввиду ст. 11 Налогового кодекса, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 1  ст. 572 Гражданского кодекса, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса.
Таким образом, наличие обязательства по участию в акции (приобретению двух упаковок товара) не позволяет говорить о безвозмездности передачи третьей упаковки.
Указанное мнение подтверждается судебной практикой. Так, по мнению арбитров, при включении стоимости подарков в цену реализуемых товаров отдельный объект налогообложения при реализации подарков не возникает (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.2003 г. № КА-А40/5796-03-П).
Соответственно, при оформлении документов по реализации товара, необходимо указание о передаче третьей упаковки строго товара в рамках рекламной акции (утвержденной локальным нормативным актом), участие в которой требует приобретения двух других упаковок того же товара.
Следует отметить, что предоставление скидки в 33,33% на каждую из трех упаковок товара эквивалентно передаче третьей упаковки бесплатно. А подобное оформление документов исключит возможность квалификации сделки налоговыми органами как безвозмездной.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Полагаем, что в вопросе речь идет о предоставлении покупателям бонуса (премии) за выполнение определенных условий договора. При этом покупатель получает бонус (премию), цена товара при этом не изменяется, а форма предоставления поощрения - дополнительная партия товара.
В соответствии с п.1 ст. 146 НК РФ, реализация, включая передачу на безвозмездной основе,  на территории РФ товаров признается объектом налогообложения по НДС.
Контролирующие органы рассматривают предоставление бонуса продавцом как безвозмездную передачу товаров. Соответственно, у организации возникает обязанность исчислить и уплатить НДС в бюджет (письма ФНС России от 21.03.2007 г. № ММ-8-03/207@, УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 г. № 19-11/99884, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 г. № 19-11/45206, МНС России от 05.07.2004 г. № 03-1-08/1484/18@). При этом в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, НДС уплачивается, исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданного имущества.
Таким образом, использование бонусной системы невыгодно для продавца с точки зрения налогообложения, так как ему необходимо дополнительно уплатить НДС в бюджет с рыночной цены безвозмездно переданных товаров.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ.
Соответственно, если для получения бесплатного товара лицо должно исполнить определенные действия, то факта безвозмездной передачи не имеется. Факт отсутствия безвозмездной передачи на основании того, что дарения товара не происходит и это своего рода поощрение за выполнение определенных условий договора, придется доказывать в суде.
В случае оформления акции как «Продажа товара со скидкой», т.е. вместо «При покупке двух товаров третий получаете в подарок» будет указано «Три товара по цене двух», речи о безвозмездной передаче вообще нет. Надо сказать, что второй вариант более удобен не только продавцу, но и покупателю, т.к. «входной» НДС можно будет принять к вычету.

8
Галина Верещагина

По декларации за I квартал 2013 года у нас получится сумма НДС к возмещению из бюджета. Какие документы затребует у нас налоговая инспекция?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче декларации по НДС с заявленным налогом к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы для проведения камеральной проверки.
Налоговая инспекция вправе истребовать следующие документы, поименованные в п. 1 ст. 172 НК РФ:
– счета-фактуры;
– документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
– документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
– иные документы, предусмотренные п. п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
В качестве таких дополнительных документов можно назвать:
– регистры бухгалтерского учета;
– договоры, заключенные с покупателями и поставщиками;
– выставленные счета-фактуры (отраженные в книге продаж);
– выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам;
– бухгалтерскую отчетность;
– расшифровки отдельных строк декларации.
По мнению Минфина России, перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 НК РФ, не является закрытым. При этом на основании положений ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в т.ч. в части представления документов, необходимых для контроля исчисления и уплаты налога (письма МФ РФ от 01.11.2011 г. № 03-07-08/302; от 17.08.2011 г. № 03-07-14/85, от 11.01.2009 г. № 03-02-07/1-1). Поэтому при проведении камеральной проверки декларации по НДС, где заявлены суммы этого налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика и другие документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Однако не законно, например, требование представления главной книги (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 г. по делу № А69-336/2009), журнала регистрации полученных счетов-фактур (ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 г. по делу № А55-13349/2008), книги продаж, товарных накладных, товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ формы КС-2 и справки КС-3, товаросопроводительных документов; договоров аренды нежилых помещений, журналов-ордеров практически по всем счетам, приказа об учетной политике, рабочего плана счетов и др.
По мнению суда, данные действия можно расценить, как попытку найти какие-либо нарушения в действиях налогоплательщика и отказать в возмещении НДС (Постановление ФАС ВСО от 18.01.2012 г. № А78-4030/2011, Постановление ФАС ЗСО от 27.09.2012 г. № А27-2662/2012).
При этом обращаем внимание, что на основании подп. 12 п. 1 ст. 31 и ст. 90 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

В соответствии с п. 8 ст. 88 Налогового кодекса, при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, а именно:
– счета-фактуры, выставленные поставщиками;
– документы, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
– документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
– документы (товарные накладные), подтверждающие постановку на учет товарно-материальных ценностей и основных средств;
– документы, подтверждающие принятие к учету товарно-материальных ценностей (работ, услуг, имущественных прав) и основных средств;
– документы, подтверждающие возврат товаров, отказ от работ (услуг), суммы налога по которым были уплачены в бюджет;
– документы, подтверждающие командировочные расходы (расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения);
– документы, подтверждающие представительские расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций
– документы, подтверждающие поставку товаров (работ, услуг), в случае если с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в их счет НДС был исчислен к уплате в бюджет.
Следует учитывать, что, по мнению Минфина, в связи с тем, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный статьей 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (письмо Минфина РФ от 11.01.2009 г. № 03-02-07/1-1).

9
Лидия Парфенова

Наша фирма применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Все наши покупатели находятся на общем режиме и являются плательщиками НДС. Покупатели просят оформлять счета-фактуры с выделенным НДС, что нам как раз невыгодно. Что бы вы посоветовали?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, не выставляют счет-фактуру. Однако, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что лицо, не являющееся плательщиком НДС, должно уплачивать сумму НДС, исчисляемую в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением соответствующей суммы налога.
Таким образом, при буквальном прочтении нормы НК РФ можно сделать вывод, что уплате в бюджет подлежит сумма налога, указанная в счете-фактуре, если таковой (с выделенной суммой НДС) выставляется налогоплательщиком, применяющим УСН покупателю товаров. С этой позицией согласен МФ РФ (например, письмо от 01.04.2008 г. № 03-11-05/78). Иными словами, обязанность уплатить НДС напрямую связана с выставлением счета-фактуры с выделенной суммой налога. Если НДС выделен в других документах, например, в договоре, платежном поручении и т.п., обязанности начислить НДС не возникает. Такую позицию поддерживают и суды: Постановление ФАС ВСО от 20.07.2011 г. по делу № А33-9041/2010.
Есть мнение по этому поводу и КС, которое изложено в Определении от 21.12.2011 г. № 1856- О-О, от 07.11.2008 г. № 1049 – О-О. Конституционный суд считает, что в федеральном законе фактически предоставлено право налогоплательщикам, применяющим УСН, сделать выбор наиболее оптимального для них способа организации налогового планирования:
– формировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг);
– выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счет-фактуру с выделением суммы НДС. В этом случае возникает обязанность по уплате НДС в бюджет, несмотря на то, что изначально лицо не признавалось плательщиком НДС.
Если дать личный совет, то всегда необходимо действовать только в рамках правового поля, взвесить все риски и определить «цену» вопроса, и быть готовыми, при необходимости, отстаивать свою точку зрения в суде.

Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

К сожалению, ситуация не оставляет поводов для оптимизма. В соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового  кодекса, сумма налога, указанная в выставленном покупателю счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (письма Минфина России от 30.06.2011 г. № 03-11-11/107, от 29.04.2010 г. № 03-07-14/30 и ФНС России от 24.07.2008 г. № 3-1-11/239).
Более того, в соответствии с  п. 2.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н, в графе 4 Книги учета доходов и расходов отражаются доходы, в которые включаются доходы от реализации и внереализационные доходы.
При этом ни статья 346.15 НК РФ, ни статья 249 НК РФ не содержат положений, позволяющих налогоплательщикам уменьшать полученные доходы на уплаченные в бюджет суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным покупателям.
Таким образом, вся сумма, перечисленная покупателями, учитывается в составе доходов организации (письмо УФНС России по городу Москве от 03.02.2009 г. № 16-15/008584).
Определенную надежду оставляет позиция ВАС РФ, указавшего, что НДС, полученный налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему, от покупателя товара (работ, услуг) не является экономической выгодой и, следовательно, не должен учитываться и включаться в составе доходов. (Определение ВАС РФ от 08.06.2009 г. № ВАС-17472/08). Однако правоту подобной позиции, организации, вероятно, придется отстаивать в суде.
Ни принять суммы НДС, предъявленные организации, применяющей УСН, поставщиками к вычету (поскольку организация не является плательщиком НДС), ни учесть эти суммы, в составе расходов не получится. Дело в том, что в подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ говорится суммах налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством, а в данном случае организация добровольно выставляет счет-фактуру с выделенным НДС.
И все эти неприятности коснутся не только организации, применяющей УСН. Покупатели, получив заветный счет-фактуру с выделенными суммами НДС, столкнутся с невозможностью предъявить эти суммы к вычету. Ведь на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (продавцом), а в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ налогоплательщику НДС (покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Соответственно указанные суммы НДС вычету не подлежат, так как организация, применяющая УСН, не является налогоплательщиком НДС (письмо ФНС России от 06.05.2008 г. № 03-1-03/1925).
Аналогичного мнения придерживаются и финансисты (письмо Минфина России от 16.05.2011 г. № 03-07-11/126, от 29.11.2010 г. № 03-07-11/456).
Таким образом, несмотря на положительную арбитражную практику (Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2011 г. № Ф05-11674/10 по делу № А40-140147/2009, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.11.2010 г. № Ф03-8343/2010 по делу № А59-1598/2010) существует значительный риск споров с контролирующим органами.

10
Виктория

Наше предприятие провело официальную встречу с клиентом (физическим лицом). Расходы были произведены в январе 2013 года. Скоро отчет за первый квартал 2013 года и я сомневаюсь, как правильно оформить представительские расходы в данном случае. Рискованно ли это?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса  к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Таким образом, представительские расходы признаются непосредственно в отношении юридических лиц и расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, представительскими расходами не являются.
Тем не менее, по мнению финансистов, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации (письмо Минфина РФ от 24.04.2006 г. № 03-03-04/2/119).
Однако, как указывают представители Минфина и налоговых органов, перечень представительских расходов, указанный в п. 2 ст. 264 НК РФ, носит исчерпывающий характер (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 г. № 03-03-04/4/136, письмо Управления МНС по г. Москве от 12.05.2003 г. № 26-12/25950), и руководство исключительно вышеуказанным мнением финансистов с высокой вероятностью может привести к спорам с контролирующими органами.

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относится, в том числе, обслуживание представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах. Таким образом, из нормы закона следует, что такие расходы должны быть произведены только в отношении организации, а не физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
Однако, из нормы п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что если затраты организации на официальный прием и обслуживание физических лиц направлены на получение дохода, экономически оправданны, документально подтверждены, то их можно учитывать в целях налогообложения на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Минфин России в письмах от 27.05.2009 г. № 03-03-06/1/351, от 27.03.2009 г. № 03-03-06/2/64 указал, что затраты на проведение переговоров с клиентами - физическими лицами можно отнести к представительским расходам. При этом ранее контролирующие органы высказывали противоположную точку зрения, указывая, что норма НК РФ не предусматривает возможность включать в расходы затраты на прием и обслуживание физических лиц (например, письмо МФ РФ от 24.11.2005 г. № 03-03-04/2/119).
Резюмируя, можно сделать вывод, что существует определенный риск включения в представительские расходы затрат на прием и обслуживание физических лиц. Есть вероятность, что обоснованность таких расходов придется доказывать в суде.
Одновременно сообщаем, что примерный перечень документов для подтверждения представительских расходов содержится, например, в письмах МФ РФ от 22.03.2010 г. № 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 г. № 03-03-06/1/807.

11
Маргарита Вишнякова

Каким способом безопаснее зафиксировать факт получения счета-фактуры от поставщика в более позднем периоде?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

Исходя из официальных разъяснений, подтверждением факта получения счета-фактуры в более позднем периоде могут являться конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения,  через которое получен счет-фактура (письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 г. № 19-11/036466) и (или) запись в журнале регистрации входящей корреспонденции  (письмо Минфина РФ от 16.06.2005 г. № 03-04-11/133).

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Аргументом, подтверждающим факт позднего получения счета-фактуры, может быть запись в журнале регистрации входящей корреспонденции (письма МФ РФ от 16.06.2005 г. № 03-04-11/133, УФНС России по г. Москве от 03.08.2009 г. № 16-15/79275). Кроме того, есть судебная практика в пользу такого способа подтверждения, например, Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2008 г. № КА-А40/5352-08. Помимо этого, подтверждением может служить конверт, с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое получен счет-фактура.

12
Васильева Светлана

Вправе ли налоговые инспекторы назначать экспертизу документов (первичных документов) в рамках камеральной проверки?
Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

На мой взгляд, не вправе. Так как стоит различать привлечение эксперта от назначения экспертизы. Исходя из буквального толкования   п. 1 ст. 95 НК РФ,  эксперт может быть привлечен в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе,  при проведении выездных налоговых проверок. В то время как экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В соответствии с п. 3 ст. 95 Налогового кодекса экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. На основании приведенных положений Налогового кодекса можно сделать вывод, что назначение непосредственно экспертизы возможно исключительно в рамках выездной налоговой проверки.
Но тут другой возникает вопрос. Кто им запретит? И что им за это будет? Ответ: ничего. Тем более есть судебная практика, поддерживающая налоговые органы.  (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2006 г. № Ф04-185/2006 (19515-А67-25).
Но в любом случае, мой совет:  оспаривайте не правомерные акты в вышестоящем налоговом органе, в других надзорных органах, в суде. 

Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

Проведение экспертизы возможно, в том числе и при камеральной проверке. Федеральный закон от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ внес изменения в абз. 1 п. 3 ст. 95 НК РФ.
П. 1 ст. 95 НК РФ предусматривает возможность привлечения эксперта для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Контролирующие органы придерживаются мнения, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ), поэтому привлечение эксперта в рамках данной процедуры правомерно (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 г. № АС-4-2/22690 (п. 5)). К слову сказать, формами налогового контроля являются, например, допрос свидетелей, экспертиза или истребование документов, в том числе у контрагентов.
В то же время, согласно  п. 3 ст. 95 НК РФ, экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ. Буквальное толкование этой нормы позволяет говорить, что назначение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки возможно только в прямо предусмотренных НК РФ случаях. Так, например, такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 262 НК РФ.

13
Наталья Сазонова

Как правильно скорректировать и какими документами оформить корректировку суммы налога по итогам года. Ситуация такая, нашей компанией была совершена сделка с взаимозависимым лицом и были применены цены, ниже рыночных. Это повлекло за собой снижение налогооблагаемой базы. Как правильно в налоговой декларации мне отразить сумму корректировки?
Горбова Наталья
Горбова Наталья

Учебный центр «СКБ Контур», Эксперт по налоговому учету, налоговый консультант, профбухгалтер, преподаватель ИПБ РФ

В 2013 году организации, которые совершали в 2012 году контролируемые сделки, должны самостоятельно об этом уведомить налоговый орган путем подачи Уведомления, форму и порядок заполнения которого совместно утвердили МФ РФ и ФНС РФ приказом от 27.07.2012 г. № ММВ-7-13/524@. Обязанность налогоплательщика уведомить налоговые органы о совершенных контролируемых сделках установлена в п. 1 ст. 105.16 НК РФ. Эти сведения представляются в срок не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться налоговикам на бумажном носителе или в электронном виде. Кроме того, рекомендуем перед заполнением ознакомиться с Письмом ФНС РФ от 26.10.2012 г. № ОА-4-13/18182, в котором налоговые органы дают дополнительные рекомендации по заполнению формы уведомления.
В соответствии с приказом ФНС России от 22.03.2012 г. № ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» по строке 107 Приложения №1 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в соответствии с п.6 ст. 105.3 НК РФ указывается сумма корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Одновременно с представлением налоговой декларации в налоговый орган представляется пояснительная записка, в которой указываются сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций. В частности, должны быть указаны номер и дата договора, стоимость предмета сделки, указанная в договоре, сумма произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации, и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация. Основание: письмо ФНС РФ от 11.02.2013 г. № ЕД-4-3/2113@ «О применении положений пункта 6 ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций».

Миронов Александр
Миронов Александр

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита

В соответствии с разъяснениями контролирующих органов, сумма корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (включая корректировку при применении методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, предусмотренных ст. 105.12 и 105.13 НК РФ) указывается по строке 107 Приложения № 1 к Листу 02 налоговой декларации.
Одновременно с представлением налоговой декларации налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя) и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.
Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами (письмо Федеральной налоговой службы от 11.02.2013 г. № ЕД-4-3/2113@).

Валентина
29 марта 2013 г. в 10:00

Спасибо огромное за ответ на мой вопрос!!! С уважением Валентина.

Лилия
29 марта 2013 г. в 14:57

Спасибо Вам ! Хочется почаще с Вами встречаться! Очень полезно и актуально.

С уважением: ИП, Сочи.

Виктория
29 марта 2013 г. в 16:53

Александр, Наталья Сергеевна, огромное спасибо за ответы. Наталья Сергеевна, я записалась на Ваш онлайн-семинар http://www.uc-skbkontur.ru/freewebinars/webinar-vse-o-nalogovykh-vychetakh-po-ndfl-chast-i .

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок