
Онлайн-конференции / Формирование учетной политики с учетом последних изменений в законодательстве
18.12.2012 Формирование учетной политики с учетом последних изменений в законодательстве
С таким понятием как «учетная политика» очень хорошо знаком каждый главный бухгалтер. Оно достаточно прочно вошло в обиход, но вопросы и сложности, связанные с формированием учетной политики, возникают до сих пор. Что же представляет собой учетная политика организации, когда ее необходимо формировать и какие виды учетной политики необходимо разработать?
На эти и другие вопросы ответ дали эксперты на онлайн-конференции, которая прошла 18 декабря 2012 года.
Разместить:
- 28.02.2017 Консультации по НДС - ответы на вопросы в режиме он-лайн
- 14.02.2017 Годовой отчет 2017: подготовка, сроки сдачи, помощь специалиста
- 31.01.2017 Онлайн-кассы в 2017 году. Порядок перехода
- 18.01.2017 Новые страховые взносы: примеры заполнения формы отчетности; расчет страховых взносов в 2017 году
© 2006-2025 Российский налоговый портал.
Вопросы экспертам
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Ответ содержит пункт 9 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Приложение № 1 к приказу Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, в соответствии с которым вновь созданная организация, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Все предусмотреть нельзя. Моя практическая позиция по составлению: чем меньше конкретики, тем лучше. Например, решили создавать резерв по сомнительной задолженности в налоговом учете. Отразите просто «Создаем резервы по сомнительной задолженности в соответствии с нормами статьи 266 НК РФ. Если вы будете расписывать что, под чем подразумевается, то у вас будет мало места для маневров в случае спора с инспекцией.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Перечень мероприятий, которые необходимо осуществить до наступления 2013 года в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете:
Разработать и утвердить в учетной политике (или в качестве приложений к ним):
– альбом форм первичных учетных документов (возможно использование унифицированных форм);
– альбом форм регистров бухгалтерского учета;
– предусмотреть возможность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в электронном виде, подписанных электронной подписью;
– порядок и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ранее не ведущим бухгалтерский учет дополнительно необходимо:
– разработать и утвердить изменения в учетной политике, предусматривающие ведение бухгалтерского учета (с учетом мероприятий, перечисленных в п. 1 и 2);
– провести инвентаризацию объектов учета, на основании результатов которой будет составляться бухгалтерская отчетность на 1 января 2013 года.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» на главного бухгалтера возложена ответственность за формирование учетной политики. При этом нормативными документами не установлен размер ответственности за отсутствие учетной политики. В связи с введением нового закона о бухучете, с 1января 2013 года главный бухгалтер не будет нести ответственность за формирование учетной политики.
Но лучше обеспечить учетную политику для целей бухгалтерского учета во избежание претензий со стороны работодателей.
Образец учетной политики можно в правовых системах и сети Интернет. А можно обратиться в аудиторскую компанию. Цены на услуги составления учетной политики может варьироваться от 3000 руб. до 15 тыс. руб.
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Право формировать учетную политику предоставлено только организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами. Обособленные подразделения компании таким правом не наделены.
Стоит помнить – если организация имеет обособленные подразделения, то ее учетная политика является обязательной и для всех ее обособленных подразделений.
Важно знать, что та компания, у которой есть обособленные подразделения, должна в учетной политике обязательно это указать. Кроме того, следует составить рабочий план счетов, порядок ведения кассовых операций, порядок документооборота, хранения документов, проведения инвентаризации «с учетом» на обособленные подразделения.
В приказе об учетной политике желательно отразить порядок взаимодействия между бухгалтериями головной организации и обособленного подразделения, разработать корпоративные стандарты внутреннего аудита обособленных подразделений. В качестве приложения к приказу об учетной политике может быть утверждено положение о внутреннем учете и отчетности организации, имеющей в своем составе обособленные подразделения.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Если организация имеет обособленные подразделения, то ее учетная политика является обязательной и для всех ее обособленных подразделений. Пункт 9 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Приложение № 1 к приказу Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н.
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Учетную политику для целей налогообложения должны составлять все организации, независимо от того, применяют ли они специальный режим или нет. Например, компания применяет УСН. Зачем ей учетная политика, многие спросят.
Ответ такой – даже при применении упрощенной системы налогообложения (в зависимости от выбранного объекта налогообложения) могут быть разные варианты учета тех же основных средств, покупных материалов или сырья и т.п.
Кроме того, не стоит забывать, что налогоплательщики часто совмещают несколько режимов налогообложения. В таком случае порядок формирования учетной политики немного усложняется.
Например, организация применяет УСН. К ней пришла налоговая проверка, а у компании нет учетной политики. Бухгалтер решил, что если применяется «Упрощенка», то нет и смысла делать приказ об утверждении учетной политики. Но тут ошибка. И вот в чем – каким образом инспектор будет проверять правильно начисления налогов, если он даже не знает какой объект налогообложения, то ли это «доходы», то ли это «доходы минус расходы»? Бухгалтер обязан был предусмотреть этот пункт в учетной политике и отразить его.
Тоже самое касается и компаний, применяющих ЕНВД, ЕСХН. Как мы писали выше, учетная политика может быть как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета. И поэтому организация, к примеру, которая применяет ЕНВД, обязана формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, потому что она обязана вести бухгалтерский учет.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Считаю, что в связи с применением УСН и ЕНВД, должны обязательно указать методику ведения раздельного учета доходов и расходов, в том числе и страховых взносов. Об остальном вам рассказала Татьяна Суфиянова.
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Сказать, что для малого предприятия учетная политика будет «простая», а для представителя среднего бизнеса – «сложная», нельзя. Просто для небольшой компании, у которой нет филиалов, дочерних компаний и обособленных подразделений, которая осуществляет один вид деятельности, указать порядок ведения налогового и бухгалтерского учета проще.
Обратите внимание на то, что есть два вида учетной политики: это для целей налогового учета и для целей бухгалтерского учета. Если вы малое предприятие и вам не надо описывать сложную структуру, то вам можно воспользоваться подсказкой-статьей, которая размещена на нашем сайте.
Учетная политика – это документ, который определяет «алгоритм» работы компании. Пусть даже у вас «упрощенка», если налоговая база – «доходы минус расходы», то в любом случае следует указать метод амортизации, так как Налоговый кодекс предлагает нам выбор. Если бы у вас налоговая база была «доходы», то в таком случае расписывать порядок учета ОС и амортизации не имеет смысла, потому что вы налог рассчитываете «без участия» расходной части.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Учетная политика – это документ, устанавливающий способы учета хозяйственных операций и методы контроля за активами и обязательствами. Поэтому, если подходить ответственно, то я бы рекомендовал составить учетную политику для целей бухгалтерского учета, и вести бухгалтерский учет как это делают на общем режиме. А в остальном, на мой взгляд, все банально. Общий режим в учетную политику для целей бухгалтерского учета переписывает главы 21 – 25 НК РФ. Упрощенцы главы 26.1 – 26.3 НК РФ.
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Нет, нарушений не будет. Если ваше предприятие осуществляет один вид деятельности, не занимается экспортом, не «делит» общепринятую систему со специальными режимами, не имеет обособленные подразделения, то лишний раз «переписывать» Налоговый кодекс не имеет смысла.
А в случае ведения нескольких видов деятельности, наличия (к примеру) обособленного подразделения, вы можете в учетной политике для себя определить порядок ведения раздельного учета НДС, нумерации счетов-фактур, указания индекса подразделения.
Что касается приказа о том, кто имеет право подписи на счетах-фактурах за руководителя компании и ее главного бухгалтера, то тут вы можете составить отдельный приказ. Указывать порядок подписи в данном случае в учетной политике нет смысла, потому что у вас такой приказ может запросить ваш покупатель (клиент). Легче всего будет просто снять копию с обычного приказа, чем делать выписку с учетной политики.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
На мой взгляд, это может быть удар по самолюбию главбуха. Если какой-нибудть мало грамотный специалист будет осуществлять проверку и в своем отчете напишет, мол, так и так, «великое нарушение основ бухгалтерского учета, не раскрыты все методы учета, что повлекло не выполнение требований ПБУ 1/2008».
Мое мнение – лучше раскрыть. А если очень лень, то можно так написать в учетной политике. «Учет НДС ведется в соответствии с нормами главы 21 НК РФ».
Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам
Первое, вам стоит в учетной политике определить, что входить в состав спецодежды на вашем предприятии. Например: рабочая одежда (халаты, комбинезоны, куртки, брюки, телогрейки, перчатки), обувь (валенки, сапоги, ботинки, калоши), головные уборы (каски, шлемы), противогазы, респираторы, защитные очки, предохранительные пояса. Смотрите, перечень спецодежды я дала на свой взгляд, а вы по своему предприятию напишите, уточните, если какой-то вид спецодежды я не включила в список. Но список надо четко весь утвердить.
Второе – укажите, какой счет вы будете использовать для учета спецодежды. Например, вы выбрали счет «10», в таком случае напишите: «для учета спецодежды, специального инструмента и специального оборудования к счету 10 «Материалы» открыты соответствующие субсчета».
Третье – вам стоит указать условия списания спецодежды на производственные счета. Например, «стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой (согласно нормам выдачи) менее 12 месяцев, списывается единовременно на счет 20 «Основное производство» в момент выдачи ее сотрудникам предприятия».
Четвертое – если срок эксплуатации спецодежды более года, то вам необходимо закрепить в учетной политике порядок списания ее стоимости. Например, «стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой (согласно нормам выдачи) более 12 месяцев, списывается на счет 20 «Основное производство» линейным способом».
Пятое – если на вашем предприятии производятся расходы по ремонту и обслуживанию специальной одежды, то необходимо указать в учетной политике порядок списания данных расходов. Например, «расходы по ремонту и обслуживанию специального одежды, специального оборудования, специального инструмента списываются единовременно».
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Директор департамента аудита
Юрий, для целей налогового учета выбор небольшой (ст. 254 НК РФ). В момент передачи спецодежды со склада вы ее признаете в расходах (п. 2 ст. 272 НК РФ). Об остальном вам рассказала Татьяна Суфиянова.