
Онлайн-конференции / Последние изменения в таможенном законодательстве
21.12.2011 Последние изменения в таможенном законодательстве
21 декабря на Российском налоговом портале состоялась онлайн-конференция, посвященная обзору последних изменений таможенного законодательства. Эксперты (участники онлайн-конференции) помогли проанализировать принятые и планируемые изменения нового таможенного законодательства и подготовили участников ВЭД к практической работе в новых условиях действия таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Главный эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Добрый день!
Наша организация 3 года назад ввозила на территорию РФ из Китая груз (контейнер) мы его растаможивали все как полагается.
Как сейчас это все будет происходить? Ведь мы вступили в ВТО.
Спасибо!
info@stgranit.ru
Добрый день! сейчас из-за границы в россию мы ввозим 50 кг ,что-то изменится после вступления ВТО? Cпасибо
Добрый вечер! Сегодня мой муж прилетел из Азербайджана, на российской таможне у него отобрали фрукт (в частности гранаты где-то около 3 кг), при чем раньше он их спокойно привозил и ни каких вопросов не возникало. Подскажите на каком основании таможенники у него это отобрали?
Здравствуйте, у меня такой вопрс, можно ввезти принтер (цветной, струйный) на территорию России, который куплен в Европе во аремя туристического выезда.
Спасибо, очень жду ответа.
Здравствуйте,можете ли вы подсказать,были ли какие изменения в приказе ФТС №1200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ, ПРИМЕНЕНИИ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ, ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ И ОТМЕНЕ"
- 28.02.2017 Консультации по НДС - ответы на вопросы в режиме он-лайн
- 14.02.2017 Годовой отчет 2017: подготовка, сроки сдачи, помощь специалиста
- 31.01.2017 Онлайн-кассы в 2017 году. Порядок перехода
- 18.01.2017 Новые страховые взносы: примеры заполнения формы отчетности; расчет страховых взносов в 2017 году
Вопросы экспертам
Адвокат компании «Деловой фарватер»
Для этого необходимо определиться с видом транспорта, на котором будете возвращаться на Украину, и соблюсти запреты и ограничения таможенного законодательства РФ на вывоз товаров и транспортных средств. Физические лица могут беспошлинно вывести из РФ в третьи страны личные вещи и денежные средства, при этом вывоз денежных средств на сумму свыше 10000 долларов США подлежит обязательному письменному декларированию в таможенном органе выезда.
Не являются личными вещами и подлежат декларированию следующие товары:
1. Природные алмазы;
2. Вывозимые товары, в отношении которых законодательством государств-членов таможенного союза установлены вывозные таможенные пошлины, за исключением следующих товаров:
– рыба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг;
– икра осетровых видов рыб весом не более 250 граммов;
– топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 литров, находящееся в отдельной емкости;
– вывозимые драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью не более 25000 долларов США в эквиваленте (в таможенную стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в таможенный союз, а также временно вывозимых из таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней);
3. Котлы центрального отопления;
4. Двигатели внутреннего сгорания, за исключением двигателей для водных судов;
5. Косилки (кроме косилок для газонов, парков или спортплощадок), машины для заготовки сена, уборки урожая, машины или механизмы для обмолота, прессы для упаковки в кипы соломы и сена; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов;
6. Машины, механизмы, оборудование;
7. Солярии для загара;
8. Тракторы; моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;
9. Прицепы для перевозки автомобилей;
10. Суда, лодки и плавучие конструкции, за исключением яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта; гребных лодок и каноэ;
11. Медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;
12. Аппаратура и оборудование для фотолабораторий;
13. Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;
14. Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла, части;
15. Игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;
16. Товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза.
Адвокат компании «Деловой фарватер»
Таможенное законодательство меняется достаточно часто, т.к. правительству подчас требуется очень быстро реагировать на конъюнктуру внешней торговли. Например, для изменения ставки таможенных пошлин или изменения мер нетарифного регулирования раньше было достаточно постановлений правительства. Но основными изменениями в таможенном законодательстве стали:
– унификация его с законодательством Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Для чего в декабре текущего года президент РФ подписал пакет изменений в 24 нормативных акта;
– приведение законодательства ТС в соответствие к нормам и правилам ВТО;
На практике это означает, изменить законодательство РФ в сфере таможенного регулирования будет возможным, если и Казахстан, и Беларусь согласятся на такие изменения. Даже изменения ставки таможенных пошлин и введение мер нетарифного регулирования требуется решение наднационального органа – Комиссии ТС.
«Что делать Консалт», Юрист-консультант (эксперт-юрист горячей линии)
Новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза(далее Регламент) принят ФТС РФ приказом № 1957 от 25.10.2010 г.
Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 07.02.2011 г. № 19723
Начало действия документа – 24.03.2011.
Регламент определяет порядок, сроки выполнения административных процедур по принятию предварительных решений по классификации товаров.
Государственная услуга по принятию предварительного решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) оказывается заявителю заблаговременно до совершения таможенных операций в целях сокращения времени проведения таможенных процедур, осуществления мер тарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
Основные положения Регламента:
Срок действия предварительного решения теперь составляет 3 года со дня его принятия (ранее – 5 лет).
Полномочиями по принятию предварительных решений по классификации товаров кроме ФТС РФ наделяются также региональные таможенные управления наделяются (ранее полномочиями по принятию предварительных решений обладала только ФТС) (см. также Приказ ФТС России от 21 марта 2011 года № 597).
Регламентом установлены следующие административные процедуры:
Порядок предоставления информации;
Порядок приема или отклонение заявления
Порядок уведомления о предоставлении дополнительной информации
Порядок принятия, изменения, отзыва предварительного решения, порядок прекращение действия решения.
Порядок выдачи дубликата предварительного решения
Регламентом также установлены: порядок контроля за предоставления государственной услуги, порядок обжалования решений, действий, бездействий должностных лиц.
Государственная услуга по принятию предварительного решения по классификации товара предоставляется на основании заявления (ранее подавался запрос). Регламентом установлена форма заявления. Заявителем, согласно новому Регламенту, является юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Заявление о предоставлении государственной услуги направляется заявителем в ФТС России (таможенный орган) в письменном виде или в виде электронного документа. Направление заявления о предоставлении государственной услуги в виде электронного документа осуществляется через Единый портал государственных и муниципальных услуг, размещенный в сети Интернет. Об этом говорится в пункте 18.1 Административного регламента. Обращаем внимание, что применение данного пункта в части положений регламента о предоставления государственной услуги в электронном виде не применяется до особого распоряжения (письмо ФТС РФ от 22.03.2011 г. № 06-16/12377 «О наделении РТУ полномочиями по принятию предварительных решений по ТН ВЭД ТС»).
По сравнению с прежним Регламентом изменены требования к сведениям, прилагаемым к заявлению (ранее к запросу в обязательном порядке предоставлялись пробы и образцы товара, по новому Регламенту они представляются при необходимости).
В Регламенте приведены: исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов и предоставлении государственной услуги; другие сведения.
Государственная услуга по принятию предварительных решений предоставляется ФТС России и таможенными органами бесплатно.
Срок предоставления государственной услуги – 90 календарных дней со дня регистрации заявления.
Адвокат компании «Деловой фарватер»
ФТС России упростила и продолжает проводить работу по упрощению таможенных операций в пунктах пропуска в отношении товаров, перемещаемых всеми видами транспорта.
Так, таможенным органам переданы полностью полномочия по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проверки документов. Реализация принципа «одного окна» исключает дублирование функций контрольных органов на границе, и, следовательно, способствует ускорению пропуска через государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
Созданы тринадцать центров электронного декларирования во всех федеральных округах, основной задачей которых является прием и обработка таможенных деклараций, поданных с использованием сети Интернет, с применением технологии удаленного выпуска. Это не только существенно ускоряет процесс таможенного оформления, но и делает его прозрачным посредством минимизации непосредственных контактов с таможенным инспектором. Сегодня подать декларацию о товарах и транспортных средствах можно до их пересечения таможенной границы Таможенного союза и таким образом ускорить процедуру получения документов, необходимых для оформления товаров.
Для физических лиц также введен ряд упрощений в таможенном законодательстве. Введена в действие пассажирская таможенная декларация. В 2012 году планируется внедрить многократную пассажирскую таможенную декларацию при неоднократном временном ввозе транспортного средства для личного пользования. На 49 пунктах пропуска применяется система двойного коридора («красный» и «зеленый» коридоры). С 19 октября 2011 года увеличена до 10 000 евро стоимостная норма беспошлинного ввоза физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза товаров для личного пользования.
В следующем году в Российской Федерации заработает институт уполномоченных экономических операторов, этому участнику ВЭД могут быть предоставлены серьезные упрощения вплоть до таможенного оформления на собственных складах не являющимися СВХ.
В целях содействия экспорту высокотехнологичной продукции установлено, что выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары.
Отменено требование об оформлении паспорта сделки по договорам, сумма которых составляет менее 50 тыс. долларов США (ранее эта сумма составляла 5 000 долларов США).
Адвокат компании «Деловой фарватер»
С 1 октября 2011 года изменен порядок таможенных процедур для ввоза на территорию РФ лекарственных препаратов. Ранее для таможенной «очистки» лекарств было необходимо получить разрешительную документацию от органов власти РФ. Решение комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 748 освободило такой процедуры лекарства, входящие в государственный реестр лекарственных средств.
Кроме того, 1 октября 2011 года вступают в силу положения Постановления Правительства РФ № 724 от 31 августа 2011 года. При подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, утвержденным упомянутым Постановлением. До этого ставки таможенных сборов устанавливались Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863, которое с 1 октября 2011 года было дополнено в части ставок таможенных сборов за таможенные операции при подаче временной таможенной декларации.
Что делать Консалт, Ведущий консультант по налоговому и бухгалтерскому учету
Закон № 245-ФЗ более детально прописал порядок определения места реализации услуг по перевозке и транспортировке товаров. Причем действие подп. 4.1 (в части работ, услуг, оказываемых российскими организациями и ИП), 4.2 и 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия признается местом реализации указанных услуг, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой, если они оказываются не только российскими организациями и предпринимателями (если пункт назначения или отправления находится в РФ), но и иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах (если и пункт отправления, и пункт назначения расположены в РФ). Соответственно, если перевозку по России между пунктами отправления и назначения осуществляет иностранная организация, не зарегистрированная в РФ (за исключением перевозки пассажиров и багажа, если эта услуга оказывается иностранными лицами через постоянное представительство), то российский налогоплательщик при приобретении таких услуг признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). Данная норма вступила в действие с 01.10.2011 г. Ранее услуги иностранной организации по транспортировке грузов по России или услуги, связанные с такой транспортировкой, НДС не облагались (см., например, письма Минфина России от 04.07.2011 г. № 03-07-08/203, от 30.07.2010 г. № 03-07-08/218).
Кроме того, ранее услуги (работы), непосредственно связанные с транспортировкой товаров по РФ транзитом, признавались оказанными в России, если их оказывали организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в РФ, а также, если это была перевозка иностранных товаров. Теперь уточнение про иностранные товары в подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ отсутствует, а значит, данным положением следует руководствоваться и в случаях, когда транзитом по России перемещается российский товар.
Уточнен порядок определения места осуществления деятельности организаций и предпринимателей, которые предоставляют в пользование воздушные, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем. Ранее Россия не признавалась местом реализации, если услуги по перевозке на данных судах осуществлялись между портами, находящимися за пределами РФ (абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.10.2011). Теперь уточнено, что это могут быть не только порты, но и любые пункты, расположенные за пределами России.
Уточнено понятие «место реализации товаров (работ, услуг)». Согласно новой редакции теперь в ст. 147 Налогового кодекса указано: местом реализации товаров признается территория РФ не только в том случае, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации, но и с иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
С 1 октября 2011 года помещение товаров под специальную таможенную процедуру при их ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также вывоз товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры теперь освобождено от уплаты НДС (пп. 3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 151 НК РФ).
С 1 октября 2011 года продавец не корректирует базу по НДС на суммовые разницы (п. 4 ст. 153 НК РФ), а покупатель не корректирует на них налоговые вычеты (п. 1 ст. 172 НК РФ). НДС с суммовых разниц и продавец, и покупатель учитывают для целей налога на прибыль, соответственно, в доходах или расходах.
С 1 октября 2011 г., в результате изменений, внесенных Законом № 245-ФЗ в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, толкование транспортно-экспедиционных услуг, представленное в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, распространяет свое действие не только на подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а на всю ст. 164 НК РФ; словосочетание «таможенного оформления» заменено словосочетанием «услуги по таможенному оформлению», тем самым устранена техническая ошибка; после словосочетания «в складских помещениях» добавлено словосочетание «и на открытых площадках», что означает отнесение к транспортно-экспедиционным услугам хранение грузов не только в складских помещениях экспедитора, но и на его открытых площадках.
В подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ введен также абз. 7, которым предусмотрено распространение положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (международная перевозка товаров) также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации. Т.е. налогообложение данных услуг производится по налоговой ставке 0 процентов.
Что делать Консалт, Ведущий консультант по налоговому и бухгалтерскому учету
Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ). Конвенция содержит принципы проведения таможенного контроля, применения упрощенных процедур, начисления, взимания и уплаты пошлин, налогов. Принятие Конвенции требует внести изменения в российское законодательство. Для каждой стороны предусмотрен переходный период в 3 года.
До вступления в силу Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Таможенный кодекс РФ действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза, вступившему в силу с 1 июля 2010 г. (ч. 2 ст. 1 ТК ТС, ч. 2 ст. 8 ТК РФ).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Таможенный кодекс РФ прекратил свое действие, за исключением п. 1 ст. 357.10 ТК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 324 Закона № 311-ФЗ). Закон № 311-ФЗ был опубликован 29 ноября 2010 г. в «Российской газете» и вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования. Пункт 1 ст. 357.10 ТК РФ утратил силу с 1 октября 2011 г. (ч. 2 ст. 324 Закона № 311-ФЗ).
Помимо этого с 1 января 2011 г. применяются новая форма таможенной декларации и Инструкция по ее заполнению, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. № 257.
Также с 1 января 2011 г. вступили в силу Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 306-ФЗ и Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 309-ФЗ. Они внесли в Налоговый кодекс РФ изменения, приводящие текст Кодекса в соответствие с Таможенным кодексом ТС. Например, вместо понятия «таможенный режим» введено понятие «таможенная процедура». Законом № 245-ФЗ вновь переписаны подп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ и внесены изменения в ст. 164 НК РФ. Изменения, внесенные данным законом, в основном вступили в действие с 01.10.2011 года.
Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» с 29 июня 2011 года на таможенные органы возложены функции по проведению транспортного контроля, осуществлению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Рекомендации по проведению данного контроля даны в письме ФТС РФ от 28.07.2011 г. № 18-12/35929 «О направлении рекомендаций».
Приказом ФТС РФ от 30.12.2010 г. № 2747 (ред. от 10.03.2011) утвержден «Перечень соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации. Начало действия данного документа – 01.01.2011г.
Комиссией Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 319 принято Решение «О техническом регулировании в таможенном союзе» (вместе с «Положением о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения», «Положением о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме», «Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза», «Положением о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных». Изменения, внесенные Решениями Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 625 начали действовать с 27 мая 2011 года.