
«В России кризис еще не закончился», — Альдо Фумагалли, генеральный директор Candy Group
Несмотря на российско-итальянскую дружбу на высшем уровне, федеральные власти вовсе не спешат идти навстречу инвесторам из Италии, сожалеет Альдо Фумагалли
28.06.2010газета "Ведомости"Как настоящий итальянец, Альдо Фумагалли перед интервью предлагает выпить кофе. «У нас отличный итальянский эспрессо из российской кофеварки», — уверяет он. Наученная его земляком Андреа Мерлони, наследником промышленной империи Candy рассказал «Ведомостям».
— Впервые ли вы в России? Какова цель вашего визита?
— Не впервые. Обычно в Россию я приезжаю каждые шесть месяцев, чтобы получить информацию от российского представительства, контролирую ситуацию с продажами и поставками техники российским ритейлерам.
— Обычно семейный бизнес называют по фамилии основателя, как сделали семьи Мерлони или Миле. Почему же ваша фирма называется Candy?
— Я не считаю, что наша фамилия — Фумагалли такая уж красивая, чтобы так называть компанию. В те времена Италия восхищалась США и в моде было все американское. Тогда была крайне популярна американская песня «Candy Candy». Я лучше не буду вам ее напевать, но она есть у меня на CD. К тому же в итальянском языке есть созвучное слово, которое означает «белоснежный».
— С чего начинался бизнес Candy?
— Компанию после войны 1945 г. основал мой дед Эден Фумагалли как механическую мастерскую. Мои предки родом из города Монца, расположенного к северу от Милана. Эден был изобретателем, он работал на железной дороге и одним из первых в Италии стал производить параболические зеркала. У Эдена было три сына — Низо, Энцо и Пеппино, мой отец. Случилось так, что во время Второй мировой войны мой дядя Энцо был захвачен в плен на территории Ливии и депортирован в лагерь для военнопленных в США. Правила лагеря были не сильно строги, и у него была возможность видеть быт американцев — особенно его поразила бытовая техника. Вернувшись в Италию, дядя с упоением рассказывал о технике, которая сама стирает одежду. Эден с сыновьями рисовали схемы и мастерили — так появились первые модели. В экспериментах участвовала вся семья. Технику тестировала моя бабушка Джузепина. Проблема была еще в том, что не существовало порошков для стирки и приходилось использовать куски мыла, которые сильно пенились. Тем не менее первая модель итальянской стиральной машины «Model 50» была представлена на торговой ярмарке в Милане уже в 1946 г. Исключительный был продукт — с приспособлением для глажки белья сверху. Объем производства составлял 30 машин в месяц. Тогда же появился и бренд Candy.
— Что представляет собой компания сейчас?
— С самого начала стратегия развития Candy делалась на международные рынки. Candy первая из итальянских компаний, производящих бытовые приборы, стала продавать технику за пределами страны. Немаловажную роль сыграло приобретение брендов и производственных мощностей в других странах: заводы кухонных плит La Sovrana Italia (1970), Kelvinator Italia (1971) и Kelvinator UK (1980), производство холодильников, стиральных машин и сушилок — Zerowatt Italia (1985), встроенных бытовых приборов — Gasfire Italia (1985), французский производитель плит и встроенной техники Rosieres (1987), испанский производитель стиральных машин с вертикальной загрузкой Mayc-Otsein (1992), итальянский завод Iberna по производству холодильников и морозильников (1993). В 1995 г. мы купили компанию Hoover European Appliances, которая сегодня является крупнейшим в Европе и Италии производителем средств по уходу за полом. В 2005 г. был куплен известный российский бренд «Вятка» и производство в Кирове. В середине 2006 г. был приобретен бренд Jinling в Китае — вместе с промышленными мощностями, сетями продаж, международной операционной деятельностью. В 2007 г. для более глубокого проникновения на рынок Турции группа купила известного производителя плит, духовых шкафов и печей Doruk, которому принадлежал бренд Susler. В общей сложности, начиная с покупки Hoover в 1995 г., компания инвестировала в развитие своего бизнеса около 350 млн евро. Сюда относится открытие собственных производств в России, Турции и Китае.
Сегодня ежегодный оборот Candy — 1 млрд евро. Мы производим 5,4 млн единиц крупной бытовой техники и 2 млн мелкой. Семь тысяч наших сотрудников работают на девяти заводах в Италии, Франции, Испании, Великобритании, России, Чехии, Турции и Китае. У компании 40 филиалов.
— Как известно, Candy до сих пор руководят наследники ее основателя. Почему руководство ведется именно таким образом, ведь семейный бизнес не бывает без ссор? Какова структура руководства компанией?
— В прошлом у компании действительно было много отделений и много руководителей. Теперь все просто. В конце 2009 г. была внедрена новая организационная структура группы: четыре производственных сектора полностью отвечают за продуктовые линии стиральных машин, кухонных плит и встроенной бытовой техники, холодильников, а также малой бытовой техники. Торговая организация была разделена на три географических района: Европа, Россия, остальной мир. Оперативным управлением из всей нашей семьи занимаемся мы с братом Беппе. Я отвечаю буквально за все. В моем непосредственном ведении работа четырех дивизиональных менеджеров: HR, финансовый и административный департаменты, логистика, управление тремя основными рынками компании (Европа, Россия, остальной мир), брат контролирует производства стиральных машин. Все остальные менеджеры, например Джузеппе Беретти, генеральный директор российского представительства компании, — приглашенные менеджеры, их всего 12 человек. Но раз в месяц собирается совет директоров — это шесть родственников, все они акционеры.
— Кто и в каких долях владеет компанией? Какова ваша доля?
— 100% акций Candy принадлежат семье, акциями на паритетных началах владеют мой отец Пеппино, брат Беппе и кузены Сильвано, Маурицио, Эден и я.
— Нет ли у вас планов вывести компанию на биржу или продать ее долю стратегическому инвестору? Многие семейные фирмы категорически отрицают такую возможность.
— В этом отношении Candy консервативна. У нас никогда не возникало необходимости привлекать сторонние финансовые поступления, мы всегда развивались на собственные средства. Причин, вынуждающих нас продать долю, пока не было. Хотя «никогда не говори никогда» — такую возможность в будущем я не отрицаю.
— Кто ваши основные конкуренты в Европе и на мировом рынке? Как распределены ваша доля и доли конкурентов в Европе?
— Вообще, европейский рынок фактически контролируют шесть компаний (на них приходится 72% рынка. — «Ведомости»). Их имена известны: BSH (Electrolux, Candy и испанская Fagor Group, входящая в состав концерна Mondragon Group of Company. Последняя практически не представлена в России. В мировом масштабе нельзя недооценивать корейских производителей LG и Samsung.
— Как финансовый кризис отразился на результатах компании?
— Не скрою: год был непростым. Разразился самый тяжелый промышленный кризис, объем промышленного производства Candy снизился на 16% до 6,2 млн единиц техники, производимых на фабриках в Италии, Франции, Испании, России, Чехии, Турции и Китае. Оборот, по предварительным итогам, составил 937 млн евро, снижение (год к году) — 14%. Это чуть лучше среднеевропейского падения, которое составило 15%, в России же падение было более серьезное — 25%. Мы были вынуждены урезать ряд программ: например, сократились затраты на рекламу, административные расходы, были вынуждены частично сократить штат — в основном это коснулось менеджеров, занимающихся продажами. В итоге расходы были сокращены на 18 млн евро. Была закрыта фабрика по производству сушилок для белья в Уэльсе, но была открыта аналогичная в Турции. С другой стороны, производителям техники кризис сыграл на руку. В 2009 г. упали цены на сырье: пластик и пластмассы — все, что мы используем в производстве.
— Каких результатов вы бы хотели достичь в этом году?
— Меня бы устроило, если бы продажи компании в 2010 г. остались на уровне предыдущего года.
— Насколько инновационно развита ваша компания?
— Инвестиции в научные исследования и разработки технологий и продукции составили 40 млн евро, т. е. около 4,3% от общего объема продаж.
— А какая часть оборота приходится на Россию? Насколько этот рынок важен для вас? Какие еще страны перспективны?
— Для нас наиболее важны рынки Великобритании, Италии и Франции. Российский же рынок показал себя «важным» для группы в 2008 г., когда оборот составил 85 млн евро. А в 2009 г. продажи снизились примерно до 50 млн евро (около 5% в общем обороте Candy в 2009 г.). В России кризис был настоящим и он все еще не закончился. Первый квартал 2010 г. показал, что рынок все еще падает. Однако в будущее мы смотрим с оптимизмом. Ведь Россия — самый большой рынок в Европе: в 2009 г. его емкость составляла 3,5 млн штук стиральных машин. Если говорить о каких-то специфических продуктах, которые были разработаны специально для России, не могу не отметить специальные модели стиральных машин, которые могут стирать 7 кг белья, при этом глубина машины всего 40 см, что незаменимо в небольших квартирах россиян. У других производителей такого нет.
— В 2005 г. вы объявили о покупке кировского завода «Веста» — производителя популярных отечественных стиральных машин «Вятка». Почему была выбрана именно «Вятка»? Почему не строили завод с нуля? Во сколько в итоге это обошлось?
— В то время «Вятка» была единственным живым российским производителем стиральных машин. Конечно, Киров не центр вселенной, но я счастлив, что мне удалось их купить. В России начинать строить с нуля совсем не просто. Для этого может потребоваться не менее пяти лет. А сколько времени уйдет на подготовку кадров? На «Вятке» прекрасный менеджмент, в управлении практически ничего не менялось. Но сама фабрика была полностью переделана: были заменены производственные линии, конвейер. Теперь качество товара не хуже итальянского. Сегодня на фабрике производится 200 000 единиц машин в год (проектные мощность около 300 000). Покупка и инвестиции в модернизацию «Вятки» нам обошлись в 45 млн евро. Расширять существующее производство мы не планируем. Но мы ведем переговоры с администрацией Кировской области и нашими европейскими поставщиками компонентов для сборки машин, чтобы те также открыли производство в Кирове. Сейчас нам приходится закупать и ввозить из Европы около 40% дорогостоящих комплектующих, ведь найти подходящий мотор или электронные платы в России пока невозможно.
— В России у вас представлены лишь два из более чем десятка ваших брендов — Candy и Hoover. Почему?
— Вывод нового бренда требует дополнительных инвестиций. Нам даже пришлось отказаться от бренда «Вятка», ранее позиционируемого как товар низкого ценового сегмента. Конечно, я бы не стал говорить о полном отказе от бренда. Возможно, мы вернемся к нему после кризиса.
— Каким образом техника Candy попадала в Россию до введения прямых контрактов? Как обстоит дело сейчас?
— Впервые товары Candy появились в России еще в 1970-х гг. — это была компактная стиральная машина Aquamatic. Продукция поставлялась через оптовиков. Московский офис был открыт в в 1994 г. Первоначально это было небольшое представительство — Candy Hoover Group SRL. На сегодняшний день официально зарегистрированная компания называется ООО «Канди СНГ». Первоначально она существовала как дистрибутор. Основной функцией представительства была помощь оптовикам с ввозимым товаром. И уже затем эти оптовики отвечали за поставку нашей продукции ритейлерам. [Они] также оказывали дистрибуторкие услуги компании Miele.
— Насколько близко вы общаетесь с российскими властями? Есть ли какие-то проблемы?
— У России и Италии довольно плотное сотрудничество. И многие российские политические деятели от Путина и ниже в Италии бывали не раз. Но наиболее плотно мы общаемся с администрацией Кировской области. Я бы хотел отметить работу губернатора Никиты Белых и [его заместителя Эдуарда] Носкова. Они нам крайне помогли. Из проблем хочу назвать главную — таможня. Российская таможенная система — это чистый ночной кошмар. Причем не только для Candy, а для всех производителей. Допустим, вы и я понимаем, что комплектующие на завод должны быть доставлены из Европы вовремя — у нас же конвейер работает. Но иногда случается так, что российская таможня объявляет себе каникулы и никого из сотрудников найти невозможно. Наши моторы могут где-то пылиться чуть ли не две недели. Иногда бывает так, что вдруг теряется нужная печать. Мы вынуждены останавливать конвейер. Мы стараемся просто не обращать на это внимания. Мы инвестировали в российскую фабрику, поскольку ждали, что власти пойдут иностранному бизнесу навстречу. Но этого не случилось. Таможенные пошлины на комплектующие стиральных машин практически не снижаются. В прошлом году размер пошлины составлял 24%, в этом порядка 20%.
Темы: Экономика  
- 14.01.2025 Информация, которая не относится к рекламе на маркетплейсах: ФАС предлагает исключения
- 03.11.2022 Для трансграничных расчетов российский SWIFT состыкуют с его аналогами
- 09.12.2019 Круглый стол «Криптоэкономика в России и в мире: последние тренды развития и регулирования»
- 16.08.2022 Письмо Минфина России от 25.07.2022 г. № 03-03-06/3/71408
- 18.09.2013 Проект Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов»
- 29.08.2013 О внесении изменений в часть 2 статьи 6 и часть 1 статьи 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Комментарии