Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Закон о торговле: раскинуть «сети» станет сложнее

Закон о торговле: раскинуть «сети» станет сложнее

Законопроект о торговле принят Госдумой в первом чтении и готовится ко второму, но дискуссии вокруг него не утихают. В Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству уже поступило более 240 поправок к документу, которые касаются почти всех статей законопроекта. Подробности в нашей статье

18.11.2009
«Бухгалтерия.ru»
Автор: Анна Широкова

Никто не хотел уступать
Устранить лишних посредников из цепочки движения товаров и минимизировать наценки – именно эти положения, согласно «заказу» правительства, должны стать основными принципами Закона о торговле.
В проекте Федерального закона №231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», принятого Госдумой в первом чтении, предлагается такой механизм регулирования торговых надбавок: максимальная наценка на социально значимые товары составляет от 10 до 15%, на все остальные — до 25%.
Кроме того, авторы документа предлагают предоставить государству право в исключительных случаях устанавливать предельно допустимые розничные цены на товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, мясо, масло, чай, соль, сахар). Данная мера, согласно проекту, может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на указанные товары составил 50 и более процентов.
Казалось бы «заказ правительства» выполнен, механизм регулирования цен прописан. Законопроект, в конце концов, принят в первом чтении. Однако 240 поправок к документу явно говорят о том, что не все согласны с утвержденным текстом. Яростные дебаты, разгоревшиеся в конце октября на парламентских слушаниях в Госдуме, стали тому подтверждением.
Член Совета Федерации, заместитель председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский позитивно оценил проект закона, принятие которого приведет к росту конкуренции в торговой среде:
- Не стоит утверждать, что есть плохие или хорошие сети. Просто сложившаяся в розничной торговле система взаимоотношений продавец-производитель не создает условий для снижения цены за счет повышения эффективности работы ритейла. Удобнее решать эти вопросы за счет снижения закупочной цены, но именно эту систему можно и нужно менять. В законопроекте эти проблемы учтены, с его принятием сети будут конкурировать уже не по принципу «кто лучше душит производителя», а исходя из вопроса эффективности.
Совсем по-другому оценили принятие закона представители ритейлеров. Например, генеральный директор ОАО «МАГНИТ» Сергей Галицкий считает несправедливым ставить вопрос конкуренции только в ритейле. Для примера он отметил, что рентабельность розничных сетей составляет в среднем 1,5-3%, в то время как у компании «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» этот показатель равен 7%, у «Балтики» - 15%. Поэтому Галицкий считает, что утверждать, что сети душат производителей, просто смешно. И если уж вводить подобную меру, то следует охватить ценообразовательную цепочку на все товары, а не только на продовольственные.
Между тем, директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова утверждает, что социально значимые товары сети и так продают с минимальной наценкой:
- Если посмотреть на акции, которые сейчас проходят в сетях — это акции в первую очередь касающиеся товаров категории первой необходимости. Розница на этих группах товаров никогда не зарабатывала. Если нужно не просто ввести популистские меры, а выровнять алгоритм ценообразования, нужно смотреть всю цепочку товаров или внедрять наше предложение о карточках питания для социально-незащищенных слоев населения.

Отечественные сети пострадают больше иностранных
Проблемам российской розничной торговли посвящено исследование доктора экономических наук, первого проректора Высшей школы экономики Вадима Радаева. В нем утверждается, что законопроект о торговле в принципе не является системным документом и предлагает меры по регулированию только узкого сектора отрасли — розничных сетей, что может увеличить проблемы как российских ритейлеров, так и отечественных поставщиков.
Так, одним из доводов в пользу ограничения роста сетей и крупных форматов выступают патриотические аргументы о защите интересов отечественного производителя. Однако сторонникам таких аргументов следует иметь в виду весь комплекс мер, отмечает Радаев. Есть основания считать, что предлагаемые ограничения будут более болезненными именно для отечественных розничных сетей, поскольку иностранные имеют большой потенциал прочности в виде финансовых ресурсов и отлаженных бизнес-моделей, уверен экономист. Таким образом, от нововведений первыми пострадают именно отечественные торговые сети.


Уведомление, контроль и регулирование
Еще один проблемный момент законопроекта по мнению ритейлеров – уведомительный порядок начала осуществления торговой деятельности, прописанный в статьей 10-й законопроекта. От бизнеса требуют предоставлять массу нотариально заверенных документов, доказывать, что выплачены все налоги, и т.п.
Развернутая дискуссия по этому поводу развернулась в ходе очередного заседания, члены Общественно-экспертного совета (ОЭС) по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы в которое прошло 21 октября, в Центральном доме предпринимателя.
Председатель Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко, заявил, что уведомительный порядок - дело это, безусловно, правильное, однако оно принимает уродливые формы: соблюсти правила уведомлений, изобретенные чиновниками, сложнее, чем получить лицензию. По словам Дударенко, оповещение должно проходить в свободной форме, и это необходимо прописать в тексте законопроекта.
На заседании ОЭС присутствовал также первый заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Георгий Смолеевский. По его словам, порядка в торговле не удастся добиться, пока не создано профильное министерство, а торговлю «бросают» туда-сюда – от МЭР к Минпромторгу.
Как считают в департаменте потребительского рынка и услуг, крайне важно добиться следующего: у каждого крупного торгового центра должна быть управляющая компания; необходимо плотно заняться профессиональной подготовкой продавцов и кассиров, повышая их квалификацию; кроме того, прописать в том же законе регулирование сферой общественного питания.
Высказываясь о вопросе госрегулирования торговых наценок, Смолеевский выразил следующую мысль:
– Бытует мнение, что делать этого нельзя, дабы не навредить торговому бизнесу – однако, как отметил замминистра, на лекарственные препараты наценки регулируются, что не мешает активно развиваться аптекам. Таким образом, бороться надо не с посредниками, о чем так много говорят, а с наценками, которые не должны превышать определенный процент. Тогда и длинная цепочка посредников перестанет существовать.

Запрет на расширение
Еще одной из наиболее острых тем для обсуждения на парламентских слушаниях в Госдуме стала статья, устанавливающая ограничение на приобретение новых объектов торговыми сетями. С 1 января 2010 года планируется ввести запрет для сетей на расширение бизнеса, если их годовой оборот превышает 1 миллиард рублей, а доля рынка в городских округах, муниципальных районах, Москве и Санкт-Петербурге составляет более 25%.
Как пояснил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, все дело в том, что на сегодняшний день крупные торговые предприятия полностью блокируют доступ на рынок представителей малого и среднего бизнеса. Но и тут «сетевики» считают, что такое вмешательство в рыночные механизмы ни к чему хорошему не приведет. По мнению Сергея Галицкого ограничительные меры, определенные в статье 16, «это фактически запрет на профессию»:
- Сама постановка вопроса о доминировании в рамках муниципалитета неверна. Например, «Ашан» работает в Красногорском районе, где доля его доминирования все 180%, так как объем реализованной продукции на порядок превышает потребности населения МО. Но это неудивительно, так как в этом гипермаркете закупают продукты москвичи и жители всего Подмосковья. Если эта норма будет принята, это будет означать, что такие компании, как «Ашан», «МЕТРО», «Реал», вообще не смогут открыть в России ни одного магазина.
На его выступление резко отреагировала заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая:
- Концепция закона определена и во втором чтении меняться не будет. Что касается антимонопольного регулирования, мы не можем поддержать появившиеся предложения отсрочить на четыре года введение в действие этой нормы.
В свою очередь, генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев обратил внимание на то, что в статье 16-ой, ограничивающей действия крупных торговых сетей по приобретению новых торговых объектов идет речь не о поддержке малых торговых компаний, а о конкурентной борьбе сетевиков между собой. Он согласен с тем, что должна быть оговорена минимальная доля малого бизнеса в торговле – в качестве компромисса между малыми предприятиями и крупными торговыми сетями. Пока же это закон малому бизнесу абсолютно ничего не дает.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Торговля