Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Защита ценовой политики от налоговых претензий

Защита ценовой политики от налоговых претензий

Как обосновать нехарактерные ценовые изменения и защититься от возможных налоговых претензий, советует аудитор.

04.06.2008
«Проверка вашей компании»
Автор: Севостьянова Наталья

При формировании компанией цен на реализуемые товары, услуги предполагается их соответствие рыночным ценам. Однако в зависимости от особенностей маркетинговой политики цены могут выйти за пределы самых низких или высоких на рынке. Как обосновать нехарактерные ценовые изменения и защититься от возможных налоговых претензий, советует аудитор.

Ситуация 1: цены соответствуют рыночным

В данном случае предполагается, что цены реализации или же приобретения товаров, работ, услуг соответствуют рыночным.


Напомним, что проверять применяемые организацией цены на предмет их соответствия рыночным ценам налоговики вправе только в ограниченных случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ. А именно в части сделок между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок. А также при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых компанией по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.


Возможные риски. При установлении цен на уровне рыночных риски возникновения налоговых претензий минимальны. Не исключено, что налоговики, не имея оснований для применения статьи 40 НК РФ, попытаются признать сделки, совершенные через посредников, притворными или мнимыми. Практика показывает, что в последнее время это стало излюбленным способом инспекторов повышения собираемости налогов. Если же у организации имеются в наличии сделки со взаимозависимыми лицами или же с товарообменными операциями, то предприятию доказать фактическую «рыночность» цен по ним не составит труда.

Как избежать неприятностей

Подтверждением применения организацией счета-фактуры, платежные документы (например, постановление ФАС Московского округа от 2 июля 2007 г. № КГ-А40/5834-07).

Ситуация 2: цены значительно ниже рыночных

Данный вариант предполагает, что организация применяет цены, которые отклоняются от рыночных в сторону уменьшения более чем на 20 процентов.

Применение компанией заниженных цен может быть связано с разными причинами, но вполне объективными.

Причина 1: товары реализуются по договору, заключенному в результате торгов

Не исключено, что договор может быть заключен путем проведения торгов (п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса РФ). Договор заключается с лицом, выигравшим торги. А в определенных случаях, указанных в ГК РФ или федеральных законах, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3 ст. 447 Гражданского кодекса РФ).


Например, проведение торгов предусмотрено при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.) Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, также должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе.
Возможные риски. В данном случае существуют риски, что налоговые инспекторы применят пункт 3 статьи 40 НК РФ, настаивая на существенном отклонении цен от рыночных. В итоге они доначислят налоги и пени, исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Как избежать неприятностей

Торги производятся для того, чтобы исключить влияние на цену со стороны покупателя и продавца. Цена, сформированная в результате торгов, по своей сути является рыночной и не зависит от компании-продавца. Следовательно, налоговики в таких случаях не вправе осуществлять контроль за ценами.

Аналогичной позиции при рассмотрении «ценовых дел» придерживаются и суды. Они исходят из того, что налоговые службы имеют право выявлять факты колебания уровня (которое должно превышать 20%) только тех цен, которые применяются самим налогоплательщиком. При этом реализация идентичных (однородных) товаров по различным сделкам должна рассматриваться в пределах непродолжительного периода времени. Причем волеизъявление на повышение или понижение цен по таким сделкам должно исходить непосредственно от компании (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2006 г. № Ф04-5023/2006 (25241-А46-33), Ф04-5023/2006 (25242-А46-33)).

Поскольку же в рассматриваемом случае организация не может повлиять на договорную цену, сформированную в результате выигранных торгов, то основания для контроля налоговыми органами заниженных цен отсутствуют. Также исключаются связанные с этим риски доначисления налогов.

Для снижения возможных налоговых рисков рекомендуем компании помимо договоров и иных документов, подтверждающих реализацию товаров, работ, услуг, иметь в наличии документы, подтверждающие участие и выигрыш торгов организацией. В том числе копию сообщения в средствах массовой информации о проведении торгов (если торги были открытые).

Причина 2: компания реализует товары по заниженным ценам с целью завоевания определенного сегмента рынка

На практике организации довольно часто занижают продажные цены при вхождении на рынок или завоевании нового сегмента рынка.

Возможные риски. В данном случае налоговики смогут проконтролировать цены и пересчитать налог на прибыль, если только отклонение в сторону понижения от уровня цен, применяемых компанией по идентичным товарам, превысит 20 процентов. И если данное отклонение будет наблюдаться в течение непродолжительного периода времени.

При этом Минфин России разъяснил, что непродолжительный период времени может быть определен на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности предприятия, повлекших отклонение применяемых им цен. А также с учетом особенностей реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и их специфики (письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190). По мнению чиновников финансового ведомства, такой период не может превышать месячного срока (30 дней).

Получается, если организация применяет цены, которые не превышают 20-процентный порог, или держит низкие цены в течение продолжительного периода времени (больше месяца), то налоговые органы не вправе будут придраться к заниженным ценам.

Как избежать неприятностей

Для снижения возможных налоговых рисков компания может обосновать применение низких цен путем предоставления маркетинговой политики и расчета экономического эффекта от вхождения на рынок или завоевания сегмента рынка. Также можно сослаться на тот факт, что цена по сделке была занижена специально для привлечения нового контрагента. И доказать это более выгодными договорами, заключенными позднее с этим же контрагентом.

Если 20-процентный порог по ценам превышен, то налоговой проверки не избежать. Однако огорчаться в данном случае не стоит. Бремя доказывания, что применяемые компанией цены не соответствуют рыночным, лежит на инспекторах. Для этого налоговики должны исследовать рынок идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых условиях. При этом они имеют право учитывать информацию только по сделкам, совершенным с невзаимозависимыми лицами и заключенным на момент реализации этого товара (работ, услуг) в сопоставимых условиях. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги инспекторы вправе использовать только официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Учитывая вышеприведенный перечень условий, доказать применение организацией нерыночных цен является довольно проблематичным. Именно поэтому в большинстве случаев арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 21 ноября 2007 г. № КА-А41/11721-07, от 8 ноября 2007 г. № КА-А40/11366-07).

Ситуация 3: установлены льготные цены для некоторых контрагентов

На практике компании довольно часто применяют систему скидок для различных групп покупателей своих товаров (работ, услуг). Подобные вещи позволяют стимулировать спрос и предложение товаров1.

Пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги) или же потерей товарами качества и других потребительских свойств. Сюда же относятся скидки, вызванные истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, а также маркетинговой политикой. В том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, или же при продвижении товаров на новые рынки. Со скидками компания может реализовать опытные модели и образцы товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Возможные риски. Налоговики могут попытаться обвинить компанию в фиктивном занижении цен, если не получат достоверного подтверждения и обоснования скидок. Итогом может стать доначисление налога на прибыль исходя из рыночных цен.

Как избежать неприятностей

При моральном устаревании товара или обнаружении дефектов, а также снижении покупательского спроса на него предоставление скидок может оправдать акт об уценке ТМЦ (форма МХ-15) 2 и распорядительный документ (например, приказ руководителя).

Для обоснования иных видов скидок компания может предъявить любой документ, обосновывающий применение обычных скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги (письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190).

Кроме того, необходимо закрепить установленные цены, размеры и период применения скидок в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К примеру, это могут быть приказ или распоряжение руководителя компании (письмо УМНС России по г. Москве от 22 ноября 2001 г. № 03-12/53959).

Также для снижения возможных налоговых рисков компании лучше разработать маркетинговую политику, содержащую виды надбавок или скидок, порядок их предоставления и т. п. После чего не забыть утвердить подобный документ в установленном порядке.

Ситуация 4: имущество компании продано ниже его балансовой стоимости

Зачастую организации реализуют свое имущество по стоимости ниже балансовой. Главным образом, это относится к неликвидному имуществу.

Возможные риски. Если это разовая сделка по данному виду имущества, то контролировать цены налоговые органы не вправе (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 февраля 2006 г. № А44-3208/2005-9, ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2005 г. № Ф04-4958/2005(13360-А70-32)). Если же в течение непродолжительного времени было совершено несколько аналогичных сделок и отклонение по ценам превышает 20 процентов, то в данном случае существует риск, что инспекторы пересчитают выручку и прибыль с учетом рыночных цен.

Как избежать неприятностей

Вообще налоговое законодательство не связывает цену реализации имущества с его остаточной стоимостью по данным бухгалтерского или налогового учета. На всякий случай в качестве дополнительного аргумента в защиту применения компанией цен на уровне рыночных лучше запастись отчетом независимого оценщика и заключением эксперта.

Ситуация 5: товары реализуются с минимальной прибылью

Нередки случаи, когда отпускная цена не намного превышает себестоимость товаров, работ или услуг. Другими словами, товары реализуются с минимальной наценкой.

Возможные риски. Если цены в таких ситуациях отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов и применяются в течение короткого промежутка времени, то существуют риски доначисления налоговиками налога на прибыль и пеней, исходя из рыночных цен. Кроме того, низкая рентабельность может вызвать у инспекторов подозрение о наличии схемы. Также не исключено, что ревизоры попытаются обвинить предприятие в получении необоснованной налоговой выгоды и даже в недобросовестности.

Как избежать неприятностей

Предприятие вправе самостоятельно определять свою ценовую стратегию на рынке. Поэтому оно может установить в отношении определенного вида товаров цены, предусматривающие получение небольшой прибыли. Обосновать правомерность применения таких цен компания может маркетинговой политикой и расчетами экономической эффективности.

Если же такие цены применяются в течение длительного периода времени, то основания для пересчета по рыночным ценам тем более отсутствуют.

В качестве аргумента в защиту низкой рентабельности имеется постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53. Суд указал, что обоснованность получения налоговый выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. А ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 16 февраля 2007 г. № А56-2374/2006 уточнил, что к эффективности использования капитала в том числе относится и уровень рентабельности. Кроме того, доводы инспекторов о низкой рентабельности, свидетельствующей о недобросовестности компании, суд также отклоняет. 3

1 Более подробно о том, как оформить скидки с наименьшими налоговыми рисками, читайте в «Проверка в компании» № 4, 2008 г.

2 Утвержден постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

3Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г. № А56-28523/2006.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться