
Аналитика / Налогообложение / Основные направления оптимизации налогообложения
Основные направления оптимизации налогообложения
Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, т.е. так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей.
Оптимизация налогообложения - это легальный способ обхода налогов, но в то же время процесс долгий и требующий достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет Российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы.
Однако при этом, налоговым законодательством Российской Федерации предоставляются все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат, а именно наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, наличием различных источников отнесения расходов и затрат и др.
Кроме того, оптимизация (минимизация) налогообложения - это уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В связи с этим, такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких, как доначисление налогов, пени, а также взыскание налоговых санкций. Отсюда и вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.
В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, налоговую оптимизацию можно классифицировать как перспективную и текущую.
Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и методов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Указанная оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и др.
Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельном налоговом периоде.
При формировании конкретного метода налоговой оптимизации необходимо:
- рассмотреть во взаимосвязи все существенные аспекты деятельности организации, и уже на этой основе в дальнейшем должны рассматриваться все планируемые к осуществлению хозяйственные операции;
- наряду с требованиями налогового законодательства учитывать также требования иных отраслей законодательства (таможенного, валютного и др.);
- в организационном и практическом плане обеспечить соответствующее документальное оформление осуществляемых хозяйственных операций, в том числе обеспечить полную взаимоувязку конкретных документов);
- подчеркивать разовый характер операций в случаях осуществления разовых хозяйственных операций;
- формирование учетной политики организации рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации.
Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации составляет налоговое планирование.
К основным способам минимизации налоговых платежей при налоговом планировании относятся:
1) учетная политика. Определение и грамотное применение элементов учетной политики являются непременным условием эффективного налогового планирования;
2) использование льгот по уплате налогов. Налоговое планирование связано с использованием налоговых льгот, предоставляемых Российским законодательством. Несмотря на снижение количества налоговых льгот в ходе налоговой реформы, их в Налоговом кодексе Российской Федерации достаточно много;
3) использование специальных налоговых режимов. Это прежде всего применение:
- упрощенной системы налогообложения;
- системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
4) выбор формы договора и обоснованность налоговых льгот по каждой сделке. Необходимо выбирать такую форму договора, которая позволяет минимизировать налоги, а также проверять обоснованность применения налоговых льгот в договоре;
5) контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков уплаты налогов влечет за собой начисление соответствующей суммы пени.
В современных условиях оптимизация налогообложения становится неотъемлемой частью бизнеса, видом финансово-управленческой деятельности. Кроме того, оптимизация налогообложения сегодня должна быть ориентирована не только и не столько на минимизацию налоговых платежей, сколько на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
Комментарии
Просто статья ни о чем.
согласен
я тоже согласен - статья ни о чем!
Согласна с Вами!!