Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Вносим плату за аренду аптечного киоска

Вносим плату за аренду аптечного киоска

Большинство аптек ведут торговую деятельность именно в арендованных помещениях. Однако по поводу порядка признания расходов в виде арендных платежей у организаций и контролеров нередко возникают споры. Что нужно знать, для того чтобы не столкнуться с претензиями инспекторов? Советы дает Галина Федоровна СЕЛЕЗНЕВА, финансовый директор ООО «Деметра»

14.05.2010
журнал «Учет в аптеках»

Подтверждение правомерности расходов
Для подтверждения правомерности расходов на аренду необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства. В частности, это:
– заключенный договор аренды (субаренды);
– график арендных платежей;
– документы, подтверждающие оплату арендных платежей;
– акт приемки-передачи арендованного имущества.
При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов не требуется. Конечно, если иное не пре-
дусмотрено договором. Такое мнение высказали и финансисты в письме от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/1/559.

Составление счета-фактуры
Наличие счета-фактуры – одно из оснований, дающих право на вычет НДС. Кроме него для вычета необходимо также подтверждение факта самой хозяйственной операции и отражения ее в бухгалтерском учете. Арендная плата признается в составе до-ходов ежемесячно, если в договоре не предусмотрено иное (ПБУ 9/99). А счет-фактура составляется при совершении операции, признаваемой объектом налогообложения, но не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг (ст. 168 и 169 Налогового кодекса РФ).

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ДОГОВОРУ КАПВЛОЖЕНИЯ УЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ
Довольно часто фирмы заключают с будущим арендодателем предварительный договор аренды с целью закрепить намерение в будущем оформить уже основной договор. Делается это, например, с целью подготовить помещение к ведению торговли, сделать ремонт, произвести другие необходимые работы. В этом случае Минфин России категоричен и считает, что включать расходы в виде капитальных вложений в арендованное имущество посредством начисления амортизации можно только после заключения основного договора. В частности, такой вывод содержит письмо от 4 февраля 2009 г. № 03-03-06/2/16.
 
Вопрос о том, в какой период признавать факт реализации услуги и составлять счета-фактуры, с одной стороны, зависит от условий заключенного договора. Так, арендодатель и арендатор определяют в договоре периодичность расчетов (ежемесячно, ежеквартально и др.).
Однако с другой стороны, по договору аренды моментом определения налоговой базы по НДС является последний день налогового периода. Это подтверждает и вывод специалистов главного финансового ведомства в письме от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47. Поэтому я считаю, что арендатор может выписывать счет-фактуру только раз в квартал.

Аренда жилого помещения
По общему правилу плата за аренду офисных помещений относится к расходам, связанным с производством и реализацией, и учитывается при исчислении налога на прибыль (подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом возможность включения арендной платы в состав расходов не ставится в зависимость от назначения арендуемого помещения. То есть от того, является оно жилым или нежилым.
Однако позиция Минфина России однозначна: расходы по аренде под торговый зал жилых помещений, не переведенных в установленном порядке в нежилые, не могут учитываться при исчислении налогооблагаемой прибыли (см., например, письмо от 10 ноября 2006 г. № 03-05-01-04/310).
Аргументы у чиновников такие. Поскольку размещение организации в жилом помещении допускается только после его перевода в нежилое, то и сделка по аренде такого помещения является ничтожной (ст. 17 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ). А следовательно, и расходы по ней экономически необоснованны.
Но есть и альтернативная точка зрения. Назначение жилого помещения (как и необходимость его официального перевода в разряд нежилых) предусмотрено для целей жилищного и гражданского, а не налогового законодательства. Если помещение используется в целях извлечения прибыли, то расходы по его аренде нельзя считать экономически необоснованными. Такую точку зрения поддерживают и суды. Подтверждение тому:
– постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2007 г. № А05-8537/2006-34;
– постановление ФАС Московского округа от 19 января 2007 г. № КА-А41/13145-06.
Но, учитывая в составе расходов плату за аренду жилого помещения, используемого под торговый зал, организации следует помнить о возможном конфликте с налоговым органом. И если все-таки есть необходимость такой аренды, то, чтобы минимизировать возможность возникновения спорной ситуации, можно рекомендовать сразу же по заключении такого договора начать переговоры с арендодателем о переводе помещения в установленном порядке в нежилое. Это станет дополнительным аргументом в пользу организации в случае, если дело все же дойдет до суда (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2006 г. № А05-4649/2006-19).

Оплата арендных платежей до начала деятельности
На практике может возникнуть и такая ситуация. Аптека арендовала помещение для открытия аптечного пункта. Деятельность еще не началась, а арендные платежи уже внесены. В этом случае Минфин России указывает на правомерность включения таких платежей в состав расходов для целей налогообложения прибыли. Ведь Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по вопросу признания затрат, связанных с организацией подразделения, до начала его деятельности (см. письмо Минфина России от 15 февраля 2007 г. № 03-03-06/2/26).
Дополнительную аргументацию возможности признания таких затрат финансисты привели в письме от 20 августа 2007 г. № 03-03-06/2/155.
Чиновники ссылаются на положения подпункта 34 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ними в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся затраты на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться