
Аналитика / Налогообложение / ВАС РФ поставил точку в квалификации неоприходования денежных средств
ВАС РФ поставил точку в квалификации неоприходования денежных средств
Президиум ВАС РФ разобрался с вопросом о том, признавать ли «длящимся» административное правонарушение, выразившееся в неоприходовании денежных средств. Именно от данного критерия зависит начало исчисления сроков, в течение которых налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности
13.10.2008TaxadvisorСущество попавшего в Президиум ВАС РФ дела заключается в следующем: налогоплательщик в течение определенного периода времени ежедневно не оприходовал выручку в кассу. Налоговый орган, установив факт совершения административного правонарушения, привлек предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ. Предприниматель не согласился с Решением Инспекции, сославшись на то, что с момента совершения правонарушения вплоть до привлечения к ответственности прошло более двух месяцев, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ исключает вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
Суд, отказывая налогоплательщику в удовлетворении его требований, исходил из «длящегося» характера данного правонарушения, что позволяет налоговому органу в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ вести отсчет двухмесячного срока, предусмотренного для привлечения к ответственности, со дня обнаружения правонарушения, а не его совершения.
7 октября, ВАС РФ рассмотрел данное дело и указал в Постановлении от 07.10.08 по делу № 5196/08 об отмене ранее принятого судебного акта. Таким образом, Президиум ВАС РФ встал на сторону налогоплательщика, удовлетворив его требования.
Действительно, в рассматриваемом случае имелись все основания полагать, что ВАС РФ поддержит налогоплательщика при вынесении решения по спорному вопросу.
Ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает правило, согласно которому отсчет срока привлечения налогоплательщика к ответственности по длящемуся правонарушению начинает течь с момента обнаружения данного административного правонарушения. При этом указанная норма не содержит в себе четкого и ясного определения понятия «длящегося правонарушения».
Восполняя данный пробел административного законодательства, Пленум ВС РФ в Постановлении от 24.03.05 № 5 указал, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом ВС РФ пояснил также, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
Обязанность ежедневно оприходовать денежные средства определена п. 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. В данном пункте, в частности, указано, что «ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге».
Из содержания данного правила следует, что обязанность оприходовать полученные за день денежные средства появляется у кассира каждый день, в конце рабочего дня. С момента наступления нового дня кассир обязан оприходовать средства, полученные за новый день. Таким образом, с наступлением каждого следующего дня заканчивается срок совершения административного правонарушения прошедшим днем и начинается отсчет нового срока для исполнения обязанности по оприходованию средств. Это означает, что правилами предусмотрен конкретный срок осуществления обязанности по оприходованию денежных средств – один рабочий день.
Из этого следует, что в рассматриваемом случае налогоплательщик не выполнял обязанности к установленному в них сроку, что, согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 24.03.05 № 5 не позволяет говорить о длящемся характере административного правонарушения.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.01.06 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04 уже высказывал свою позицию по аналогичному делу. В частности Суд указал, что «моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу». В соответствии с этим, по мнению Президиума ВАС РФ, срок давности по такому правонарушению начинает течь с момента его совершения, т.е. согласно нормам ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Представляется весьма вероятным, что рассматриваемое дело попало в Президиум ВАС РФ исключительно в связи с нарушением судами нижестоящих инстанций единства арбитражной практики, что, в свою очередь, заранее говорило о благоприятном для налогоплательщика исходе его рассмотрения Президиумом.
Темы: Административное производство (особенности)  
- 27.07.2023 Депутаты приняли закон о новом штрафе для работодателей в 500 тысяч рублей
- 19.07.2023 За незаконную продажу сведений из ЕГРН оштрафуют на сумму до 600 тысяч рублей
- 05.06.2023 Административные штрафы для бизнеса в 2022 году выросли вдвое
- 21.07.2023 Штрафы за нарушения при работе с прослеживаемыми товарами составят до 100 тысяч рублей
- 19.04.2023 Административные штрафы будут назначать по новым правилам
- 18.07.2022 Административные штрафы для бизнеса смягчены
- 16.11.2018 Письмо ФНС России от 09.11.2018 г. № ОА-4-17/21827@
- 16.10.2018 Письмо Минфина России от 24.09.2018 г. № 03-04-05/68136
- 18.09.2017 Письмо ФНС России от 05.09.2017 г. № ОА-3-17/5973@
Комментарии